Роль Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Роль Раскольникова в романе Сочинения по литературе

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Роль Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)», в котором выскажем свое мнение о роли главного героя в произведении великого классика русской литературы.

11 ноября 1821 года Россия подарила миру писателя, публициста, философа Ф.М. Достоевского, ставшего классиком мировой литературы, одним из самых читаемых писателей в мире, по мнению ЮНЕСКО. Среди большого количества произведений писателя особое место занимает роман «Преступление и наказание», задуманный автором еще в Омском остроге, на каторге. Однако написано произведение было только в 1866 году и впервые напечатано в журнале «Русский вестник». Уже более ста пятидесяти пяти лет интерес к шедевру не уменьшается, а, наоборот, с каждым годом появляются новые поклонники, почитатели таланта гениального писателя и его бессмертного творения.

Главным героем «Преступления и наказания» стал Родион Романович Раскольников, молодой человек двадцати трех лет от роду. Он бывший студент, учился на юридическом факультете университета, однако безденежье, крайняя нужда заставили его оставить занятия и стать репетитором, однако и это дело не приносило большого дохода и вскоре разочаровало героя. Молодой человек вынужден был ютиться в небольшой коморке, больше походившей на шкаф, чем на комнату студента. Низкие потолки давили на жильца, тесные стены, убогое убранство вводили его в хандру, поэтому Раскольников часто уходил из дома гулять по улицам Петербурга, где не встречал ничего, что радовало бы его глаз. Ему попадались пьяницы, бездомные, нищие, опустившиеся люди, почти такие же, как и он сам. Везде чувствовался запах известки, была жара, пыль, духота. Все эти картины, виды, лица оставляли тяжелое впечатление чего-то грязного, убогого, нестройного и побуждали в душе героя протест. Возвратившись домой, он вновь оказывался в атмосфере нищеты, убогости жизни и несправедливости. Раскольников уже не мог ни на секунду смириться с той общественной несправедливостью, с которой сталкивался почти постоянно, и пытается с ней бороться, как-то ее искоренить. 

Рассказывая о герое, его непростой жизни, окружении, поступках, Ф.М. Достоевский  не преследует цель просто рассказать о нем. Родион Раскольников – центральная фигура, вокруг которой завязаны и сюжетная линия произведения, и все события. Кроме этого, через образ главного героя Достоевский раскрывает идеи наполеонизма, которые были распространены в обществе того времени. Суть идеи в том, что герой, возомнивший себя Наполеоном, считающий себя избранным, стремится не только доказать свою исключительность, но и спасти мир и людей от несправедливости. Однако писатель считает, что тот путь, который выбирает Раскольников для выхода из душевного и финансового кризиса  – это неправильный, ошибочный путь, который приводит к еще большему разладу героя с самим собой и обществом.  

В тесной коморке загнанный в нужду и не видящий выхода из нее бывший студент Раскольников создает теорию об особенных людях, или «право имеющих», и «тварях дрожащих». По его мнению, люди по своей природе неодинаковы: есть обычные люди, а есть гении, чьи открытия могут осчастливить человечество. Наполеон, царь Соломон, Магомет – это люди особенные, имеющие право на многое, даже на пролитие крови, убийство, если это необходимо для достижения великих целей, которые принесут счастье миллионам других. Люди обычные, или, как герой их называет, «твари дрожащие», не имеют права переступать закон и проливать кровь. Они могут служить только средством достижения целей великих, особенных людей. В течение шести месяцев теория Раскольникова существовала только в теории, ровно до тех пор, пока он, доведенный до отчаяния своим бедственным положением, мучительными раздумьями о своей судьбе и судьбе своих близких, не решил испробовать эту теорию в жизни. Вопрос о том, кто он – «тварь дрожащая» или право имеет – не давал ему покоя. Он хотел стать Наполеоном, почувствовать себя имеющим право и, убив вредную и злую старуху-процентщицу, спасти от крайней нищеты себя, семью Мармеладовых, с которой познакомился незадолго до убийства, избавить сестру от необходимости выйти замуж за Лужина. Раскольников рассчитывал после убийства воспользоваться деньгами старушки и не только поправить свое финансовое положение, но и поддержать семью своих новых знакомых – Мармеладовых. Кроме этого, он знал, что его сестра Дуня, девушка честная, скромная, порядочная, собралась замуж за Петра Петровича Лужина, сорокапятилетнего надворного советника, занимающегося адвокатскими делами. Как любящая сестра, она рассчитывала устроить брата по-родственному на службу в адвокатскую контору своего мужа. Однако Раскольников, понимая истинную натуру Петра Лужина, не желал от сестры таких жертв. 

Герой тщательно подготовился к испытанию своей теории, он даже знал точное количество шагов от своей коморки до квартиры Алены Ивановны. Незадолго до убийства ходил «на пробу», изучил, кажется, все до мельчайших подробностей и деталей. Однако ни одно преступление невозможно просчитать. Так считает и сам Ф.М. Достоевский. Кроме Алены Ивановны, Раскольников убивает и сестру старухи, Лизавету, одну из тех слабых и беззащитных существ, ради которых герой допускал «кровь по совести». Состояние молодого человека после совершенного злодеяния оказалось незавидным. Нравственные страдания, та борьба между добром и злом, которые зарождаются в душе главного героя, были настолько невыносимы, что Раскольников даже заболевает. Когда же он приходит в себя после болезни, отчетливо понимает, что деньгами процентщицы воспользоваться не может, так как это сразу выдаст в нем человека, который убил и ограбил «вредную старушку».  Герой глубоко разочарован в себе, страдает от того, что не может поставить себя в один ряд с «сильными мира сего», что он всего лишь вошь, как и все. Натура Раскольникова, способная к состраданию, чуткая к горестям других людей, столкнулась с холодной мыслью, диалектикой героя, и в этом столкновении человеческая природа взяла верх.

Образ Раскольникова, история совершенного им убийства показывают, какие непредсказуемые и страшные для отдельного человека последствия могут иметь теории, подобные теории Родиона Раскольникова. Порфирий Петрович, следователь, который вел дело по убитой процентщице, сказал Раскольникову, что хорошо, что молодой человек убил только старуху. Если же он выдумал бы другую теорию, последствия могли быть в миллионы раз безобразнее. Молодой человек протестует, он не может и не желает принять жизнь такой, какая она есть, а создает теорию, которая толкнула его на путь насилия над другими людьми.

Писатель убеждает читателя, что этот путь крайне не правильный и страшный, однако есть и другие. А кроме этого, есть и другое отношение к существующему миропорядку. Например, Соня Мармеладова, живущая в таких же невыносимых условиях, как и Раскольников, не протестует, не пытается изменить мир, а идет другой дорогой. Она смиряется с существующими условиями и обстоятельствами и строит свою жизнь по законам самопожертвования. Продавая себя, переступив однажды через нравственные законы, она сумела сохранить чуткую, отзывчивую, светлую и чистую душу, искреннюю веру в Бога. Она выбрала путь насилия не над другими людьми, а над собой, и ради спасения своих родных: младших братьев и сестер, мачехи Катерины Ивановны, отца, — идет на унижение и позор.

Другой путь выбирает и Дмитрий Разумихин, университетский друг Раскольникова. Не имея часто ни гроша за душой на хлеб насущный, молодой человек не отчаивается, не опускает руки, не теряет надежду, а пытается найти достойные способы поправить свое финансовое положение. Он не создает зыбких теорий, не готов убивать и грабить ради того, чтобы получить деньги. Разумихин искал честные способы зарабатывания денег, и его поиски всегда заканчивались победой. Своим отношением к жизни, окружающим их людям, своими внутренними качествами и Соня Мармеладова, и Дмитрий Разумихин глубоко симпатичны не только автору, но и читателям.

Таким образом, Родион Раскольников – это не только центральный герой произведения, но и персонаж, который осуждается автором за идею о двух типах людей, за желание «сделаться Наполеоном», которое привело его к убийству. Этот образ создан великим писателем, чтобы наглядно показать читателям, насколько страшны разные теории в жизни, как они калечат душу человека, лишают нравственной опоры и толкают на самые страшные  преступления.  

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий