Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький) Сочинения по литературе

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» принадлежит к одним из самых ярких произведений романтизма. Это направление в литературе, главным героем которого является необычный герой, не принятый обществом. Немалую роль в романтизме занимает природа. Она как будто бы оживает и становится еще одним персонажем произведения. Основная функция природы – отобразить чувства и настроения главного героя.

И все же эпоха романтизма достигла пика в первой половине XIX века, а рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году, когда литературу полностью захватил критический реализм. Наверное, именно поэтому ранние романтические произведения Горького зазвучали в литературе по-новому и были восприняты, как что-то необычное.

Главными романтическими признаками рассказа «Старуха Изергиль» являются три образа: это сама старуха, Ларра и Данко. Это произведение состоит из трех частей. В первой старуха рассказывает легенду о Ларре, во второй – о своей жизни и в третьей – о прекрасном Данко. Все они не просто так размещены именно в этой последовательности. Рассмотрим ближе романтический образ Ларры.

Из текста нам известно, что он сын орла и красивой девушки. Ларра воспринимает себя как человека, стоящего гораздо выше других людей. Он необычайно горделив и эгоистичен, считает всех вокруг рабами и даже позволяет себе убить ни в чем не повинную девушку. Один из мудрецов наказывает его одиночеством. Сначала тот рад такой свободе, но потом Ларра жаждет только одного – смерти, но даже и убить его никто не хочет. Он так и остается блуждать грустной тенью одиночества на всю жизнь. Этот персонаж не совсем типичный для романтизма, ведь герой этого стиля обычно противостоит грозной толпе, которая не воспринимает его таким, каким он есть. Здесь же толпа более положительна, нежели сам Ларра.

Между историями о Ларре и Данко стоит рассказ старухи Изергиль о собственной жизни. Когда она была молода и полна сил, то умела любить и быть любимой. Иногда она эгоистически пользовалась страстным чувством мужчин, испытываемым к ней. Но бывало и так, что сама она безудержно влюблялась, и тогда уже именно Изергиль оказывалась тем любящим человеком, способным на все. Ее озорной и лучистый смех всегда был с ней по молодости. Изергиль побывала во многих странах и повидала немало людей. Сейчас, сидя у моря, вспоминая о своем прошлом, рассказывая интересные легенды, которых старуха знает немало, она является символом мудрости, жизненного опыта и спокойствия. Главный герой, смотря на нее, открывает для себя кладезь веков, уходящий в небытие.

Еще одна легенда о романтическом герое Данко звучит в последней главе. Данко – это типичный персонаж романтизма. Он смелый и красивый. Его главная любовь – это народ. Он абсолютно бескорыстный, альтруистический. Данко ведет за собой народ, уберегая его от тревоги и неизвестности ожиданий. В конце концов, люди, не видя просвета в темном лесу, перестают верить своему герою.

И тогда он делает невозможное: раскрывает свою грудину, вытаскивает сердце, и оно становится для них светильником в ночи. Данко таки выводит народ из мрака, но в конце, как и любой романтический герой, погибает. Мне он очень напоминает библейского Моисея, который сорок лет водил людей по пустыни, а когда привел к земле обетованной, то сам не ступил на нее, а только увидел.

Старуха Изергиль рассказывает о Данко с особой любовью. Недаром она поставила свою историю между двумя легендами об эгоисте Ларре и альтруисте Данко. В самой старухе объединяются качества этих персонажей. С одной стороны, она эгоистическая личность, которая не искала одобрения в глазах других, радовалась поклонению ее молодости и красоты и содействовала тому, чтобы все вокруг влюблялись в нее. Вспомним хотя бы, как она одним взглядом заставила турка забрать ее к себе во дворец, а потом извела его сына, который был младше Изергиль вполовину.

С другой стороны, в ней немало и от Данко. Она волевая, сильная, умеет искренне любить, отдавая этому чувству всю себя. Об этом свидетельствует красочный эпизод, где женщина отправляется на поиски любимого поляка. Она не сдается и идет до конца, пока он не вышел на свободу. Ей совсем неважно, какую цену придется заплатить за эту любовь, которая оказалась подделкой в красивой этикетке со стороны мужчины. Данко – это идеал старухи, к которому она шла всю жизнь, а Ларра – то, от чего она пыталась избавиться.

Естественно, как и в любом романтическом произведении, в рассказе Максима Горького особое место занимает пейзаж. В начале произведения перед нами постает прекрасное море, интересно, что время позднее – ночь. Это пора всегда была другом романтиков, она скрывала их слезы, укрывала темным одеялом и нашептывала истории о счастливом и прекрасном будущем. Здесь же старуха рассказывает о событиях, которые уже произошли. Их нельзя поменять, но важно помнить.

Ночь – все та же романтическая пора любви, поэтому у Горького молодые молдаванки танцуют и смеются у моря. То есть в рассказе звучат виталистические мотивы, призывающие к полному ощущению жизни и воли. И, конечно же, дополняет романтический образ девушек безудержное, рисковое, свободное море. В самых легендах природа также раскрывает характеры персонажей. Например, темный лес, из которого выводит Данко народ, символизирует их непросвещенность. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» соединяет в себе художественные особенности двух стилей: романтизма и реализма. И все же это произведение основано именно на романтических началах, ведь герои обладают сильными и необычными характерами и поставленные в нетипичные ситуации, которые побеждают их.

Поделиться с друзьями
Ольга Серая

Учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры. Моя жизнь - книга, а я в ней - литературный персонаж.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий