В сочинении «Россия мертвых душ» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») раскрывается идейное содержание произведения, поднимаются проблемы, над которыми стоит задуматься современному читателю.
Первый том «Мертвых душ» был написан Гоголем в 1841 году. Временной промежуток действия произведения четко не определен автором, но по отдельным деталям можно предположить, что это может быть 1815 и последующие до 1838 годы. Гоголь не стремился привязывать события к конкретным датам, что связано с авторским замыслом.
Сюжет был подсказан Пушкиным, и первоначально планировалось показать Русь «с одного боку». В процессе работы Гоголь пришел к мысли, что нужно показать всю Русь, в том числе ее изменение к лучшему. К сожалению, мы не имеем возможности познакомиться с полным текстом, так как автор, неудовлетворенный написанным, сжег второй том.
В соответствии с замыслом писатель выбрал дорожный сюжет, дающий возможность показать разные места России, людей, встречающихся главному герою в путешествии. На всем протяжении поэмы читателя не покидает ощущение иллюзии. Оно появляется уже в названии произведения, которое писатель построил на использовании оксюморона. Определение «мертвый» он соединил со словом «душа», которое подразумевает бессмертие. Потом оказывается, что главный герой Чичиков покупает крестьян, которые в ревизских сказках числятся живыми. Читая произведение дальше, понимаешь, что не о крестьянах вовсе идет речь. Мертвыми душами оказываются все герои поэмы, переставшие заботиться о духовном развитии, занятые бесполезной суетой, ведущие бессмысленное существование.
Павел Иванович Чичиков, торговец душами, сам оказывается человеком с мертвой душой. Не случайно Гоголь наделяет его самой, что ни на есть, заурядной внешностью: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Сложно представить, сколько людей подойдет под такое описание. Рассказывая о Чичикове, в конце концов, писатель приходит к выводу, что Чичиков подлец. Он пытается построить благополучную жизнь на обмане. Только это все равно, что строить дом на песке. После разоблачения героя о нем поползли в городе разные слухи, некоторые даже решили, что их посетил Наполеон.
Гоголь хотел провести своего героя через такие испытания, которые бы его духовно переродили. Первая часть поэмы представляла собой описание всего, что есть дурного на Руси, то есть ад. Вторая часть должна была быть своего рода чистилищем, а в третьей преобразившийся герой попадал бы в рай. Мы можем говорить только об «адской» части поэмы, которая показывает светское общество губернского города и ряд помещиков. Мотив дороги, проходящий через все произведение, составляет контраст с закосневшим губернским городом, под которым подразумевается российская действительность. Чиновники понятия не имеют о долге, чести, законности. Призванные служить народу, они служат лишь своим желаниям. Вся Россия, по мнению Гоголя, охвачена духовным сном. Дорога превращается в образ-символ, с ней связывает писатель надежды на пробуждение людей, преображение жизни.
Чичиков встречается с несколькими помещиками, олицетворяющими человеческие пороки. Описания помещиков, их жизненного уклада расположены таким образом, что в каждом из них углубляется картина духовного распада. Манилов наделяется эпитетом «сахарный». Он наслаждается семейным счастьем, спокоен, безмятежен. Он склонен к пустым мечтам, откладывая тем самым настоящую жизнь на потом. Коробочка хозяйственная, осторожная, но глупая помещица. Когда Чичиков предложил ей продать мертвых крестьян, она поинтересовалась, будет ли он их выкапывать. Ноздрев – кутила, ни в чем не знает меры, постоянно попадает в истории. Он чуть не побил Чичикова. Собакевич основательный, хозяйственный, но сосредоточен на материальной стороне жизни и всех ругает напропалую. Замыкает этот список Плюшкин, некогда богатый, добропорядочный человек. Теперь это патологически скупой старик. Гоголь описывает весь процесс его деградации.
Всех этих людей объединяет стремление к мнимым ценностям. Они все словно строят замки на песке, отказываясь от настоящих чувств, развития талантов, предаваясь пустословию, порокам. А ведь у каждого из них есть положительные черты. Манилов – добрый, щедрый. Чичиков – находчивый, целеустремленный. Ноздрев – смелый, Коробочка и Собакевич — хозяйственные. К сожалению, эти их качества не получили должного развития, не смогли принести пользы людям, стране. Таким образом, в поэме появляется проблема нереализованных возможностей.
Гоголю удалось воплотить свой замысел в жизнь и создать отрицательных героев. При желании можно продолжить путь главного героя и подумать через что он мог бы очиститься. Первое, что приходит на ум, это любовь, на которой держится все лучшее на земле. Возможно, она вдохновила бы его стать лучше и найти более благородное применение своим способностям, превратив жизнь в пространство великих возможностей.
Произведение Гоголя актуально и в наши дни. Крепок духовный сон России, опутанной паутиной пустых обещаний, казнокрадства, бездарности чиновников. Похоже, Гоголь тоже не нашел средства, способного разрушить этот колдовской сон, поэтому не увидел свет второй том «Мертвых душ».