Русский народ в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Русский народ в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Сочинения по литературе

Литеровед представляет сочинение по литературе на тему «Русский народ в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором говорится о национальном характере и смысле жизни отдельного человека и народа в целом.

Свой роман «Война и мир» Л. Н. Толстой особенно любил за «мысль народную». Она пронизывает все страницы романа от начала до эпилога. Эта мысль живет в каждой сцене, является мерилом человечности героев. Писатель показывает русский народ как единое целое, наделенное душой, мыслями, философией, противопоставляя его понятию «толпы».

Говоря о русском народе в романе Толстого, сразу вспоминаешь сон Пьера о глобусе. Этот необычный шар, в центре которого был бог, состоял из множества капелек. Они постоянно двигались, сливались друг с другом, увеличивались. Каждая из них отражала бога в большей или меньшей степени. Так русский народ состоит из множества людей, которые занимаются своими делами, двигаются, объединяются, ищут бога и отражают его каждый по-своему. Эти люди составляют единое целое, но каждый из них – это отдельный неповторимый мир.

Русский народ показан глазами любимых героев Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Князь Андрей стремился на войну за славой, но нашел там нового себя. Его отправляют на забытую батарею капитана Тушина, чтобы передать приказ об отступлении.  Попав туда, он увидел народ с другой стороны. Тушин поражает его тем, что забывает о себе. Он представляет единое целое со своими солдатами, их объединяет братское начало, они стоят горой друг за друга. И таких Тушиных, оказывается, много вокруг. Во время войны 1812 года князь Андрей уже знает, что победа зависит от народа. Он отказывается от штабной службы. Князь заботится о солдатах, прост в обращении с ними. В этом он близок Кутузову. Солдаты относятся к нему с уважением, гордятся им, называют «наш князь».

Пьер долгое время жил и воспитывался за границей. Приехав в Россию, он знакомится с русской действительностью, с русским народом. Толстой сталкивает Пьера с простыми людьми, в которых тот видит мудрость и правду сущего. Наблюдения за крестьянской жизнью приводят героя к мысли о том, что сила народа в его простоте, естественности. Он видит в простых людях «беспрестанную радость открытия жизни», которая присуща ребенку. Пьер считает, что потеря этого чувства есть самая страшная трагедия человека. Простые неграмотные люди неосознанно впитали в себя мудрость творца. Они живут, сливаясь с мирозданием. В природе нет ничего некрасивого, ни отнять, ни прибавить, так и в русском народе хранится духовная красота.

Изображая народ, Толстой показывает особенности русского национального характера. Писатель наделяет русский народ чувством патриотизма. По его мнению, исход войны 1812 года зависел не от мастерства полководцев, а от народного духа. Толстой подчеркивает единство народа, его отдельных личностей. Писатель показывает два начала в русском характере: воинствующее и мирное. Воинствующее представлено в образе Тихона Щербатого, мирное – в образе Платона Каратаева. Эти герои дополняют друг друга, они словно две стороны одной медали.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в главах, описывающих течение Отечественной войны 1812 года. Он воюет в партизанском отряде Денисова. О его мирной жизни известно немного. В отряде он сначала не играл важной роли, разводил костры, чистил лошадей, был готов выполнять любую работу. Со временем его роль возросла. Он всегда доставлял в лагерь пленных, которые давали нужные сведения. Благодаря его смелости и ловкости, отряд был на шаг впереди противника. Тихон обладает смекалкой, хитростью, большой физической силой. Толстой подчеркивает, как он нужен людям. В образе Тихона автор показал типичные качества русского народа. Русские люди в большинстве своем не боятся трудностей, смелые, бескорыстные. Тихон Щербатый подобен богатырю, который борется с врагами земли русской.

Другое, мирное, начало представляет Платон Каратаев. Внешность Платона примечательна тем, что он был весь круглый. Его руки словно собирались обнять что-то, у него была приятная улыбка и нежность в глазах. Когда он смеялся, зубы «выкатывались» полукругами. На вид ему было больше пятидесяти лет, но фигура отличалась гибкостью, а в волосах не мелькала седина. Круглые морщинки на лице соединялись с выражением юности. Он весь был непосредственный, верный, убедительный. Казалось, что Платон не знает, что такое усталость и болезнь. Весь день герой был занят какими-то делами, он умел делать все. Только вечером он мог позволить себе поговорить с кем-то, попеть, что очень ему нравилось.

Платон делился дорогими воспоминаниями, рассказывал о крестьянской жизни. О солдатской службе говорить не любил. Его речь, наполненная поговорками, пословицами, выражала народную мудрость. Часто Каратаев говорил «противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо». Простые события, о которых он рассказывал, получали оттенок торжественности. Платон и сам любил слушать сказки и «рассказы о настоящей жизни».

Платон не имел привязанностей. Он любил все, что его окружало, но не привыкал ни к чему. Он радовался находкам, но не огорчался от потерь. Окружающие любили его, называли «соколик» или «Платоша». Для Пьера он стал «олицетворением духа простоты и правды». Его жизнь отдельно не имела смысла, она имела значение только внутри общей жизни. Он был частью целого, капелькой того глобуса, который приснился Пьеру.

Мировоззрение Платона имело в своей основе любовь и взаимопонимание, причем сам он об этом не задумывался, он просто жил. Каратаев жил очень просто, находя смысл жизни в самой жизни. Чтобы быть счастливым, нужно верить в бога, ценить вечно изменяющуюся, великую, непостижимую жизнь.

Толстой не идеализирует героев, в его произведении нет оттенков национализма. И все же, описывая высший свет и простой русский народ, он отдает свои симпатии простым людям. О героях из высшего света он судит, исходя из их отношения к народу. «Мысль народная» проходит через все произведение, оттеняя характеры героев. Судьба всех положительных персонажей в итоге связывается с судьбой всей нации.

Толстой показал в романе многообразие народных характеров. Он смог выразить суть русского национального характера. Народные образы отражают смысл жизни человека, которая в основе своей очень проста. Вера в бога и любовь к жизни делают человека сильным и счастливым. К этому выводу автор приводит своих любимых героев, а вместе с ними и читателя.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий