Савелий – богатырь святорусский (в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Савелий – богатырь святорусский (в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Сочинения по литературе

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» идёт речь о русском народе и его отдельных представителях, таких как Савелий – богатырь святорусский.

В своём произведении писатель рассуждает о том, в чём же заключается счастье простого народа и что ожидает Русь в будущем. Поэма была создана в скором времени после отмены крепостного права в России. Эта реформа полностью изменила жизнь крестьян, и они не знали, как им быть дальше. Долгожданная свобода принесла не только счастье, потому что любые перемены тяжело отражаются на обычном народе. Крестьяне не могли сразу стать другими, они постепенно освобождались от крепостного угнетения и начинали осознавать то, что теперь у них есть права.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась о народе и для народа. В произведении нет главного персонажа, его место занимают семь мужиков, представляющих весь русский народ. У каждого из них своя судьба, мечты и виденье современного им мира. Всё описание и рассуждение идёт от лица крестьян, а не автора.

Николай Алексеевич Некрасов восхищался мудростью русского народа, поэтому в тексте произведения используется много поговорок, пословиц, загадок, песен, присутствуют и отсылки к былинам. Вся глава о дедушке Савелии – богатыре святорусском написана на былинном наречии. Мы узнаём об этом персонаже из рассказа Матрёны Тимофеевны.

Много рассуждал о судьбе русского народа Савелий, который был дедом мужа Матрёны. Он прожил долгую, трудную жизнь и поэтому мог судить о том, что действительно важно, а что нет. Этот образ один из самых главных в поэме, потому что является представителем всех русских богатырей.

Савелий был родом из Кореги, глухой русской глубинки, находящейся среди дремучих лесов. Даже барин не мог туда слишком часто ездить из-за непроходимых болот, поэтому крестьяне не чувствовали себя порабощёнными и платили оброк только тогда, когда их наказывали за непослушание.

Возраст и внешность Савелия – это ещё один намёк на его принадлежность к роду русских богатырей. На момент знакомства с Матрёной ему было 100 лет. Очень долго богатырь не стриг бороду и волосы, что добавляло его образу особую схожесть с героем былин. Савелий был очень сильным и высоким человеком, его часто сравнивают с медведем или лосем. Причём в поэме уточнялось, что хищный зверь менее опасен, чем сам Савелий. Матрёне всегда казалось, если он выпрямится в полный рост, то пробьёт потолок в доме. Появление этой необычной силы заключается в гармонии с природой, богатырь святорусский по-настоящему любил свою землю и относится к ней с уважением.

Несмотря на деревенскую жизнь, Савелий обучен грамоте. Ежедневно он молится и читает библию, свято чтит традиции родного народа. Жил старик в отдельной комнатке, которую пристроил к дому после возвращения с каторги. Он никого к себе не впускал, сделав со временем исключение только для Матрёны и её ребенка, чтобы бедной девушке было где прятаться от гнева своего свёкра. Семья Савелия не уважала его и стала относиться пренебрежительно сразу, как только закончились деньги, заработанные им на каторге. Даже родной сын смеялся над отцом и называл его клеймёным каторжником. Богатырь спокойно сносил все унижения, найдя отраду в маленьком Дёмушке.

Больная спина Савелия – результат трудной жизни, доказательство того, что русский человек гнётся, но не ломается и не валится. Савелий рассказывал Матрёне о том, что любой русский мужик – настоящий богатырь, хоть он не воин и не в бою погибнет. Считая себя самого представителем русских богатырей, Савелий даёт им такое общее описание:

«Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит — катается
На колеснице огненной…
Всё терпит богатырь!»

Одно из главных качеств богатыря – терпение, но сам Савелий терпеть долго не смог, за это и попал на каторгу. Вольная жизнь богатыря закончилась с приездом в родные края нового управляющего-немца Фогеля. Вначале он даже не заставлял платить крестьян оброк, заменив его вырубкой леса. Этот добрый поступок и усыпил бдительность простого народа. Хитростью он заставил мужиков самих построить деревянную дорогу, по которой в Корегу смогли приехать их господа. Восемнадцать лет немец Фогель разорял крестьян и издевался над ними: заставлял работать без отдыха, избивал без повода, жестоко наказывал за малейшие провинности. Когда сил не стало больше страдать и сносить унижения – мужики во главе с Савелием закопали управляющего живым в землю. К бунту богатыря подвигла мысль «Не дотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».  Более 40 лет длилось наказание за убийство немца – 20 лет на каторге и 20 лет работы в поселениях. За совершённое преступление он не раскаивался, даже спустя столько лет, был уверен в своей правоте. Он гордился тем, что хоть и носил клеймо, но рабом не был, а ради этого стоило побывать на каторге и пережить все несчастья, выпавшие на его долю.

Сломать волю и непоколебимость Савелия смогло только одно событие – гибель любимого Дёмушки. Богатырь святорусский не мог найти себе места после смерти сына Матрёны по его вине. Старик ушёл скитаться по лесам, а затем все оставшиеся годы пытался облегчить душу в монастыре, замаливая свои грехи.

Жизнь Савелия описывается таким образом, что создаётся впечатление, будто он родом из тех времён, когда крестьяне ещё не были крепостными. Поэтому он помнил, что значит быть свободным и не стал мириться с невольной судьбой. Никакие преграды не могли его сломить или заставить сдаться.

В этой главе поэмы Н.А. Некрасов поднимает основную проблему русского народа – его покорность, терпение, неготовность постоять за себя. Образ Савелия воплощает в себе скрытую силу и возможности русских мужиков. С помощью этого персонажа писатель говорит о том, что простым людям нужно перестать быть смиренными и начать действовать, только так они смогут изменить свою жизнь.

Автор в своей поэме хотел показать, что будущее России за народом. Писатель любил простых людей и сочувствовал их несчастьям. У Николая Алексеевича Некрасова получилось изобразить русскую действительность глазами крестьян, это сделало поэму «Кому на Руси жить хорошо» действительно народной.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий