Счастливая, невозвратимая пора детства (Л.Н. Толстой)

Счастливая, невозвратимая пора детства (Л.Н. Толстой) Сочинения по литературе

В сочинении «Счастливая, невозвратимая пора детства (Л.Н. Толстой)» мы расскажем читателям Литероведа, каким увидели это незабываемое время жизни в повести «Детство» великого писателя Л.Н. Толстого.

Удивительная, неповторимая пора детства… Каждый человек бережно хранит в своей памяти самые яркие воспоминания о ней и часто к ним снова и снова возвращается. Возвращается к воспоминаниям о детстве и русский классик Л.Н. Толстой в автобиографической повести «Детство». Это было одно из первых произведений к тому времени пока неизвестного писателя. Автор рассказывает о детских годах Николеньки Иртеньева, в котором легко угадывается сам Л.Н. Толстой. 

Десятилетний герой повести с огромной теплотой рассказывает о своем детстве, когда он был счастливым, любимым и обласканным  ребенком, и сожалеет, что эту прекрасную пору не вернуть никогда. На страницах повести вырастает и множится разнообразными и неожиданными гранями мир детства, наполненный яркими, сочными красками, теплым, лучистым светом, неиссякаемой добротой и любовью, которые исходят от мамы, няни, домашнего учителя, бабочек, тучек, а самое главное –  этот мир наполнен первозданно чистым и непосредственным взглядом на окружающую жизнь.

Перед читателями детство рисуется временем первых открытий и разочарований, а также периодом формирования нравственных ценностей. В детские годы ребенок учится любить, дружить, оценивать свои поступки и признавать свои ошибки, понимать, что такое хорошо, что такое плохо, определяет свое место среди других людей. Он открывает для себя огромное, неведомое пространство предметов, звуков, запахов. Перед глазами мальчика застывают и «блестяще-желтое поле», и синие васильки на этом поле, и «синеющий лес», и тысячи различных теней. Герой с восторгом следит за облаками, белыми паутинками, бабочками, террасой, откуда доносится голос мамы, коротающей время до обеда. Все ему интересно и ново. Герой с радостью знакомится с новыми друзьями, очаровывается ими, общается и играет и в процессе игр и общения понимает, что есть среди его друзей  злые и жестокие, равнодушные к чужому горю. Эти «открытия» удивляют Николеньку, но он всегда поступает так, как велит его сердце: например, заступается за Иленьку Грапа, слабого и тихого мальчика. Николенька иногда может нагрубить взрослым: Карлу Ивановичу, Наталье Савишне, — однако вскоре понимает, что поступает неправильно, раскаивается в своих поступках, просит прощения у них. Так формируется его характер.

В повести все погружено в атмосферу любви, разлитой вокруг Николеньки. Все его безгранично любят, и он любит всех: и родителей, и Наталью Савишну, и Карла Ивановича, и всех-всех. Мальчик чувствует себя «всесильным господином» в «царстве дивного». Огромную роль в его жизни играют родители, поэтому герой  часто обращается к Богу с молитвами о них, просит Господа спасти маменьку и папеньку, и каким-то чудесным образом любовь к Богу и любовь к матери для него сливаются в одно большое, безграничное чувство. Даже много лет спустя он помнит все детали портрета матери, ее тихий голос, и в такие моменты он испытывает невероятное, необъяснимое чувство.

Автор убеждает читателя, что самые лучшие воспоминания человека связаны с детством, поэтому он так часто обращается мыслями, памятью к этому счастливому периоду жизни, своей духовной родине. Сознательно или бессознательно каждый из нас ищет дорогу в детство всю сознательную жизнь, стремясь вернуться в тот мир, который для нас утрачен навсегда, но который манит к себе и томит своей первозданной чистотой и невозвратимой в настоящем.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий