Семьи в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Семьи в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) Сочинения по литературе

Семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассмотрены очень подробно, потому что именно они и составляют основу бытия. Каждый герой описывается автором не отдельно, как существующий сам по себе, а как часть чего-то большего — семьи и даже рода. А внутрисемейные отношения в романе — это часть быта донских казаков, устоявшегося веками, где всё чётко определено обычаями и традициями.

Конечно, в центре романа — семья Мелеховых. Дом их «самодовольный и зажиточный», все домочадцы крепко стоят на ногах. Это глава семьи — Пантелей Прокофьевич, крутой нравом, но справедливый, Ильинична, заботящаяся о семейном очаге, сыновья Пётр и Григорий, дочь Дуня, невестки Дарья и Наталья, потом и внуки. Рядом соседи Астаховы — Степан и Аксинья. Описана и богатая казачья семья Коршуновых, купцов Моховых, бедняков Кошевых. Все они живут на хуторе Татарском. Живут дружно, всё делают вместе. Они воины и хлеборобы одновременно. Работа для них в радость. Умеют они и веселится. Первая мировая война только сближает их ещё больше. Так, все радуются, когда Григорий получает георгиевский крест. Любовь к семье и дому, к родной земле и труду, уважение к старшим, свободолюбие — вот ценности, которые роднят такие разные, на первый взгляд, семьи вольных казаков.

Какие же нравы характерны для традиционной казачьей семьи?

Безусловно, дореволюционный быт патриархальный. То есть во главе стоит мужчина. Что, впрочем, вполне объяснимо: ведь изначально это воины, подчинение в таком случае обязательно.

Например, Пантелей Прокофьевич — глава семьи Мелеховых. Он не считается ни с чьим мнением, да никто и не думает даже противоречить ему. Он бьёт жену и сыновей. Женит Григория на Наталье, не интересуясь его согласием. Точно так же ведёт себя глава семьи Коршуновых Мирон Григорьевич, когда речь идёт о сватовстве Дмитрия к Елизавете: «Дурак!… Иди-ка отсель, не придуривайся…» Старшие не выбирают выражений, а младшие ведут себя сдержанно.

Однако и самодурами назвать никого нельзя. Женят Григория после того, как он позорит семью связью с замужней женщиной. Наталью никто же к замужеству не принуждает: ей по нраву младший Мелехов, а до этого она отказывает трём женихам, потому что они «не нравились». Аксинью избивает Степан (кстати, он, скорее, исключение, потому что жесток), но и его поведение можно в какой-то мере оправдать: жена не просто изменяет ему, но позорит перед всеми их семью.

Женщины в такой ситуации тоже могут поднимать руку на своих мужей. Так, «занозистая бабёнка» Фроська рассказывает, что избила своего казака «по спине, по голове, по чём пришлось», когда застала его с «задонской жалмёркой».

То есть грубость, свойственная старшим, — это не постоянное семейное насилие над младшими, не обыденная норма, а, скорее, исключение. Хотя слова и крепки, иногда до такой степени, что автор ставит многоточия, как бы стесняясь их повторить. Вот лишь несколько примеров: Пантелей Прокофьевич — «карга старая» (Ильиничне), «кобелина» (Григорию); Мирон Григорьевич — «репей», «лишай» (жене). При этом они любят своих домочадцев, по-своему заботятся о них.

В целом жизнь казачьих семей, их быт очень гармоничны. Всё обсуждается открыто, важные вопросы выносятся на суд всех членов.

Вспомним, например, обсуждение отношений Григория и Натальи, чья семейная жизнь не заладилась с самого начала. Никто не вмешивается, но все тихо сочувствуют женщине. Вспыльчивый глава семьи Мелеховых начинает прямой разговор о молодых. Высказываются все: и сам Пантелей Прокофьевич, и Григорий, и Пётр. Здесь же находится Дуняшка, на тот момент ещё подросток. И хотя она молчит, её никто не выгоняет, потому что это своеобразное воспитание и для неё.

Также открыто обсуждают в мелеховской семье, остаться или уйти, когда на хутор приходят красные. Старый Мелехов боится, что они разорят дом, его сыновья боятся, потому что они белые офицеры, Ильинична бежать не хочет категорически. И хотя сначала решают, что мужчинам надо уехать, а женщинам остаться, потом всё же не разлучаются: смерть «и тут налапает».

Вместе со всей семьёй обсуждают Дуняшку и Михаила Кошевого, объясняя девушке, что счастья им не видать, потому что Мишка — враг. Женщины тактично переводят разговор на другие темы, видя, что обсуждение неприятно для всех.

Таким образом, примеры подтверждают, что в казачьих семьях любые дела обсуждаются, проблемы проговариваются, вместе ищут решения вопросов. Тут явно прослеживается идея того, что раскол начинается тогда, когда человек хочет что-то утаить, ставит свои интересы выше семейных, родственных, общественных. Открытость и честность — главная черта донских казаков.

Ещё одна особенность семей — это любовь к детям как к продолжению рода. Все искренне радуются рождению малышей, с удовольствием заботятся о них. Даже суровые казаки смягчаются, когда речь идёт о младших: Наталья — «любимица» в семье Коршуновых, Дуняшка — «отцовская слабость» Мелехова, во внуках Пантелей Прокофьевич тоже «души не чает», прощает им всё, балует их.

Если же детей в семье нет, то это считается большой печалью, «господним наказанием».

Бездетность является и характеристикой героя. Так, Дарья теряет ребёнка (немаловажно, что у него даже нет имени, просто «дитё»), но её эта смерть не тяготит, она по-прежнему весела. Она вообще идёт по жизни легко, ни о чём не переживая: «Никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». За свои поступки она платит большую цену: кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне. И очень сожалеет о том, что не может прожить её заново.

Аксинья также теряет своих детей: и ребёнка от Степана (тоже безымянного и неизвестно, какого пола), и дочь Таню от Григория. И это своеобразное наказание для неё, как и для Дарьи из-за небрежности по отношению к материнскому долгу, к чести семьи, к супружеской верности. Обе погибают одинокими, не оставив после себя ничего.

Невозможно представить такое отношение к семье, например, у Ильиничны, у Натальи или Дуняшки. Василиса Ильинична Мелехова — воплощение материнской мудрости. Да, её жизнь нелёгкая (и измены, и побои со стороны мужа), но она всё терпит ради семьи. И даже прощает Мишку Кошевого, видя в нём не убийцу своего Петра, а просто несчастного человека, такого же потерянного и запутавшегося, как и её сыновья.

Вообще женщины, воспитанные в казачьих традициях, не участвуют в войне, не проливают чужую кровь, не мстят. Они, напротив, хранят, устои и порядок. Исключение составляет лишь Дарья Мелехова, которая с удовольствием стреляет, убивает, ведёт разгульную жизнь после смерти Петра. Но ведь автор и не рассказывает, в какой семье воспитывалась Дарья, мы даже не знаем её девичьей фамилии.

Семейные узы для казаков, живущих на Дону, считаются священными, нерасторжимыми, вечными. Неверность, конечно, есть, но она осуждается. Именно поэтому окружающие не принимают открытого романа Григория и Аксиньи: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Эта же верность воспитывается в казаках и по отношению к товарищам: с «односумом» следует делиться последним, даже отдать жизнь за друга. Да и как может быть иначе, если они совместно трудятся и воюют? Все казаки на Тихом Дону — одна большая семья. Аникушка — сосед Мелеховых и троюродный брат Григория и Петра. Аксинью приютит двоюродная тётка. Старому казаку Архипову белят избу три бабы — снохи и водворка. Такие отношения для всех понятны и естественны.

Пьянство, разгул в казачьих семьях также не приветствуются. Макар Ногайцев, дальний родственник Мелеховых, склонен к загулам, именно этим он и известен «по всей округе» (то есть никого больше, любящего выпить, встретить нельзя). И лишь Гражданская война вносит перемены в сложившийся уклад жизни: «А пьют! Дуром!» Политические перемены, деление на красных и белых, братоубийственная война — всё это вместе пытается сломать вековые устои казаков, ведь нарушаются главные нравственные заповеди «не убий», «не укради» и т. д.

Итак, М.А. Шолохов откровенно описывает казачьи семьи: при всей грубости нравов, отношения в них гармоничны, отличаются чистотой и душевной теплотой. Именно в семье и видится будущее. Да, прошлое окончательно разрушено войной. Но всё лучшее, что заложено в казаках с детства, поможет им наладить новую гармоничную жизнь. Григорий Мелехов, возвращаясь домой после похорон Аксиньи, видит сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него от жизни…» Именно сыну отец и передаст свой опыт.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий