Смерть главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова – итог его жизненного пути. Он умер совсем молодым, не успев ничего совершить значительного. Автор не принимает категоричность и односторонность взглядов главного героя, поэтому смерть стала единственным возможным итогом подобного мировоззрения.
Евгений Базаров по своему происхождению – выходец из разночинной среды, а по убеждениям – нигилист. Его отец большую часть жизни служил военным лекарем и много успел повидать. Выйдя в отставку, он продолжает лечить людей, бескорыстно помогает крестьянам. В этом Евгений похож на своего отца, он хочет приносить пользу окружающим, поэтому изучает естественные науки, уделяя особое внимание медицине. Он представитель нового, молодого поколения, воплощение тех изменений, которые происходили в обществе второй половины 19 века. И.С. Тургенев неслучайно сделал главным героем романа человека невысокого происхождения, он хотел таким образом показать, что аристократия отходила на второй план во всех отношениях: общественных, культурных, бытовых и идеологических.
Базаров уверен в том, что люди по-настоящему нуждаются только в том, что приносит конкретную пользу. Именно поэтому чувства, искусство и религию он не воспринимает. Он считает, что любой химик в намного полезнее поэта, а руководит жизнью человека физиология и нужда. Всё остальное отвлекает человека, сбивает его с истинного пути. Поэтому главный герой считает, что нигилисты выполняют особую миссию, они разрушают заблуждения предыдущих поколений.
Целью все своей жизни Базаров считает разрушение, он стремится очистить мир от всего, что в него принесла аристократия. Все свои действия молодой нигилист совершает ради народа, однако не считается с мнением окружающих. Он уверен в своей правоте, не сомневается в истинности своих убеждений. Базаров считает, что задача его поколения состоит в разрушении, а строить будут уже другие.
Без сомнений, главный герой владеет огромной внутренней силой. Однако все его убеждения противоречат законам бытия. Со временем Базаров начинает разубеждаться в своих принципах и идеях, но оказывается уже слишком поздно.
И.С. Тургенев был не согласен с мировоззрением своего героя, поэтому проводит его в жизни через испытания. Со временем становится понятно, что Евгений не может их выдержать. Его взгляды, теории и основа мирового устройства рушится, а сам герой умирает.
Самым трудным испытанием и серьёзным ударом в жизни Базарова стала любовь. Он влюбился в Анну Одинцову, несмотря на то, что отрицал это чувство и презирал всех, кто его испытывал. Эта любовь заставила главного героя пересмотреть свои взгляды, посмотреть на себя с другой стороны. Он причислял себя к особенным людям, которые могут всё контролировать, но встреча с Анной Сергеевной доказала обратное. Базаров искренне полюбил ей, но в то же время испытывал злость и ненависть, потому что это чувство разрушило его нигилистические теории. Чтобы привести мысли в порядок, Евгений уехал к своим родителям и посвятил всё своё свободное время медицине и естественным опытам. Однако ничто уже не могло стать прежним: основа, на которой держалась вся жизнь Базарова, бесповоротно разрушена. Теперь главному герою нет места в этом мире, поэтому по воле рока именно в родительском доме, где началась его жизнь, он ранит палец, заражается тифом и умирает.
На протяжении всего романа И.С. Тургенев пытался показать сложную натуру Базарова с разных сторон. Если в начале описываемых событий он представляется убеждённым нигилистом, который отрицает все существующие жизненные принципы и устои, то к финалу мы видим человека, начинающего ставить под сомнение все свои мысли и взгляды.
Особое место в романе «Отцы и дети» занимает смерть главного героя, представляющая собой глупую случайность. В этом эпизоде проявляется внутренняя сила и глубина его натуры. В этой сцене смерти автор хотел показать истинную сущность Базарова. Любовь к Одинцовой не сделала его слабым или трусливым человеком, он не страшится своей приближающейся гибели. Перед тем, как расстаться с жизнью, он размышляет о том, что такое смерть. Он говорит о том, что само понятие смерти старое, но для каждого человека оно всегда будет оставаться новым. Получается, что она всегда приходит, хоть отрицай её, хоть нет. И может стать следствием одного маленького пореза, полученного во время вскрытия умершего от тифа человека.
Базаров очень хочет жить, но осознаёт, что смерть неизбежна. Смерть не была неожиданной, дала ему время осмыслить пройденный путь, оценить совершённое и подумать о неосуществлённом. Оказавшись на смертном одре, он понимает, что никакие естественные науки не в силах ему помочь. Перед смертью все равны и бессильны. Только в этот момент главный герой осознаёт, что в жизни главное, а что является заблуждением. В последние дни перед смертью Евгений становится добрее и ласковее. Он просит Одинцову приехать с ним попрощаться и Анна Сергеевна, не раздумывая, выполняет его последнюю просьбу. Ему не хочется умирать, но это единственный выход. Все былые принципы разрушены, и заменить их нечем, жизнь потеряла всяческий смысл. Базаров понимает это, поэтому с достоинством принимает свою участь. Всю жизнь он старался принести пользу своей Родине, поэтому смерть для него – это знак, что он выполнил своё предназначение и больше не нужен.
В эпизоде смерти главного героя отразился весь его внутренний потенциал, борьба, которая ни на минуту не прекращалась в нём после крушения теории нигилизма. Талант И.С. Тургенева позволяет читателю чувствовать себя присутствующим в комнате, где умирает Базаров. Именно поэтому финальная сцена производит настолько трагическое впечатление. Однако читатель испытывает к умирающему не жалость, а уважение, потому что до самого конца Евгений Базаров остаётся стойким, мужественным, спокойным и невозмутимым человеком.