Читателям интернет-журнала Литеровед предлагаем сочинение на тему «Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)», в котором авторы ответят на вопросы, почему произведение носит такое название, в чем заключается его смысл.
За свою многовековую историю Россия пережила немало реформ, оставивших глубокий след в жизни и судьбах народа. Одна из самых громких и долгожданных реформ – освобождение крестьян от крепостного ига в 61 году девятнадцатого столетия. Согласно Манифесту и Положению, изданными русским императором Александром II, крепостные крестьяне наконец получали свободу и могли по своему желанию распоряжаться всем нажитым имуществом, однако самое главное, в чем нуждалось крестьянство – земля, оставалась в руках помещика. Тот небольшой участок земли, которым барин наделял мужика, не мог прокормить целую крестьянскую семью, поэтому крестьянам часто приходилось вновь идти к помещику на поклон и проситься на испольщину. Мужик работал на барской земле, возделывал ее своими орудиями и получал за это половину урожая. Крестьяне попали в кабалу, в связи с чем они быстро разорялись.
Н.А. Некрасов и как поэт, и как человек остро переживал события тех лет. Он, как и многие передовые умы того времени, задается вопросами: что изменилось в жизни народа, кто стал лучше жить в послереформенной России? Этот вопрос становится названием поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Оно настраивает читателей на размышления над проблемами произведения, над теми вопросами, которые волновали и самого автора. Он исследует жизнь русского общества после отмены крепостного права, от которого многого ожидали. Поэт желает не просто найти счастливого человека, но и понять, в чем заключается его счастье, чтобы сделать вывод о том, что нужно русскому обществу для счастливой жизни.
Главными героями произведения становятся семеро крестьян, семь временнообязанных различных деревень: Заплатово, Неелово, Неурожайка, Горелово, Знобишино, Дырявино, Разутово. Они сошлись на столбовой дороге и заспорили о том, кто же является самым счастливым на Руси, кому живется весело и вольготно. С этого спора начинается их странствие по Руси-матушке: они проходили через разоренные деревни, побывали на сельских ярмарках, познакомились с представителями разных сословий. Вместе с ними путешествует и читатель, перед взором которого открывается вся нищета и убогость деревенской жизни.
На своем пути мужики повстречали много людей и ко всем обращались с вопросом, счастливо ли им живется. Однако ни среди духовенства, ни среди помещиков, ни среди крестьян не было ни одного, кто мог бы отнести себя к числу счастливцев. Некрасов планировал свести героев поэмы с купцами и вельможными боярами и даже с самим царем. Но, думается, что и среди них правдоискатели не нашли бы довольных своей жизнью, потому что у каждого человека свое представление о счастье, отличающееся от того, о котором мечтают странники.
Сталкивая странников с другими персонажами, Некрасов не только раскрывает их характеры, но и показывает отношение к ним правдоискателей. Они искренне сочувствуют попу, который сетует на свою жизнь, потому что священники всю жизнь живут рядом с крестьянином и знают о его проблемах и заботах. А вот к жалобам помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина крестьяне отнеслись по-другому: ничего, кроме скрытой насмешки и неприязни, слова и жалобы этих господ не вызывают. По-разному относятся правдоискатели и к своему брату – крестьянину: есть среди крестьян и предатели, и «примерные холопы», и «любимые рабы». Такие люди вызывают у некрасовских героев страшное негодование и глубокое презрение. Разделяет их чувства и сам автор. Он с горечью думает о том, как глубоко крепостное право заронило в крестьянские души рабскую покорность и униженность.
Однако главной задачей Некрасова было показать, как народ пробуждается от вековой спячки, как в его среде все чаще и чаще слышится недовольство крестьян своим положением. Яков Нагой обвиняет существующие порядки, и в его словах слышится проснувшееся самосознание. Он говорит, что крестьянин работает до пота один, но как только соберет урожай, «стоят три дольщика»: Бог, царь и помещик.
Среди всех персонажей поэмы Некрасов выделяет тех крестьян, которые не боятся вступать в открытую борьбу против своих угнетателей. С восторгом поэт пишет о Савелии – богатыре святорусском, бесстрашном и мужественном человеке, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он по-прежнему верит в силу и могущество русского богатырства. Чем-то близок ему и разбойник Кудеяр, убивший пана Глуховского, остановив таким образом пытки и насилие над людьми.
Особое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Ее жизнь нерадостна, полна тяжких испытаний и невзгод, но она научилась постоять за себя, не сгибаться под тяжестью обстоятельств. Судьба некрасовской героини – это судьба многих тысяч деревенских женщин. Ошиблись мужики, надеясь найти счастливого человека среди русских крестьянок.
Не нашли странники счастливого и среди крестьян. Однако они увидели, что народ не хочет уже мириться с тем положением, в котором он живет, что в нем таятся до поры до времени могучие силы. Одним из самых привлекательных образов поэмы, который мечтает о счастье для всего своего народа, о вольготной для земляков жизни — Гриша Добросклонов. В его речах и песнях звучит вера в несокрушимость народа, в победу добра над злом и насилием. Герой, выросший среди вахлаков, видит и забитость крестьян, и темноту, однако верит, что русский народ «сбирается с силами». В его «добрых песнях» звучат сокровенные мысли о будущем русского народа. Русь в них видится не только убогой и забитой, но и готовой подняться и сокрушить вековой гнет. Именно Гриша явился в поэме тем счастливцем, которого так долго искали странники. И его не пугают ни чахотка, ни Сибирь, он счастлив оттого, что чувствует в себе необъятные силы и огромное желание бороться за народное счастье.
Таким образом, название поэмы полностью выражает авторское отношение к проведенной реформе об отмене крепостного права. Автор убежден, что реформа не обдумана всесторонне, поэтому навредила не только крестьянам, но и другим слоям общества, она одновременно ударила и по помещикам, и по крестьянам. Никто практически не стал счастливым в результате этой реформы, кроме тех пока редких людей, кто готов встать на нелегкий путь борьбы за счастье своего народа.