Смысл названия романа «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Смысл названия романа «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский) Сочинения по литературе

Смысл названия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» лежит в основе всего произведения и является его главной темой. Автор хотел показать, что от нравственного выбора человека напрямую зависит его будущее. Любой преступник внутренне нуждается в наказании, по его мнению. Два понятия в названии выступают ключевыми и определяют содержание произведения.

Первая часть романа описывает преступление, вторая – последующее наказание. Причём само понятие преступления у Ф.М. Достоевского имеет более обширное значение, чем обычный термин. Оно означает не только действие, нарушающее закон, а само переступание границы дозволенного. Главный герой на протяжении всего произведения не раз говорит о том, что суть его преступления состояла в том, чтобы перешагнуть через нравственную черту. И «перешагнул» через неё не только он один, а и Соня Мармеладова, её отец, Дуня тоже, по его мнению, собиралась это сделать, планируя выйти замуж по расчёту, ради благополучия своей семьи. Раскольников считал, что только его мать никакие обстоятельства не были способны заставить переступить такую черту. Для автора, который был глубоко верующим человеком, преступление главного героя заключается ещё и в том, что он стал грешником и тем самым обрёк свою душу на гибель.

Таким же многозначным понятием в романе является и наказание. Это не только ссылка Раскольникова на каторгу, это ещё и бесценный жизненный урок, который позволил запутавшемуся студенту через все душевные страдания прийти к раскаянию и духовному возрождению.

Кроме того, важная смысловая нагрузка в названии находится в союзе «и», который указывает на единство двух противоположных понятий. Ф.М. Достоевский даёт пищу для размышлений: когда же закончилось преступление и началось наказание? Ведь Раскольников не испытывал никакой радости или облегчения ни в момент совершения убийства, ни после, хотя до официального наказания было ещё очень далеко.  

С первых страниц романа чувствуется вся безысходность положения главного героя, обречённого на жалкое существование. Бывший студент живёт в крошечной каморке, которая находится под самой крышей обветшалого пятиэтажного дома. Он прозябает в полнейшей нищете, голодает и носит обтрёпанные лохмотья. На него давит окружающая теснота, подобная обстановка заставляет его чувствовать себя одиноким, духовно опустошённым. В произведении говорится о том, что он: «находился в раздражённом и напряжённом состоянии, углубился в себя и уединился от всех…». Грязные улицы Петербурга, унылые дома и мрачные распивочные привели Раскольникова к решению совершить поступок, который должен был полностью изменить его жизнь. Мысль об убийстве зародилась у него в тот момент, когда он находился у Алёны Ивановны, закладывая свою последнюю ценную вещь – подаренное матерью кольцо. Именно тогда он прочувствовал всю свою ненависть к мерзкой старухе-процентщице, наживающейся на чужих несчастьях. Она имела прибыль с того, что люди в состоянии отчаяния не знали, где им взять денег и готовы были отдать самое дорогое, что у них было. Родион подумал, что мир станет лучше, если его избавить от подобных ненужных «тварей». Он не считает убийство такого человека преступлением, говорит, что в обмен на эту смерть идёт сто жизней взамен.

Далее Раскольников знакомится в трактире с Мармеладовым и слушает его пьяную исповедь, из которой узнаёт историю его дочери Сонечки, начавшей продавать своё тело, ради спасения собственной семьи. Судьба этой девушки напомнила главному герою о его сестре, которая тоже собиралась пожертвовать собой и своим счастье, ради благополучия близких. Все эти размышления о бедных людях, сломленных несправедливой жизнью, привели Родиона к созданию его нечеловеческой теории, в которой все люди делились на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он начинает жить этой идеей, ради её утверждения решается на ужасный поступок, который должен был определить его личную принадлежность к сверхлюдям. Он считал, что сильные личности могут совершать любые действия, не опасаясь никакого наказания, поэтому и он сам имел право на убийство бесполезной «твари дрожащей».

Стремление убедиться в правоте своих мыслей приводит Раскольникова к преступлению в реальном мире. Однако сам момент убийства и стал началом краха всей его теории. Единственным результатом этого преступления стало то, что убийца был вынужден отгородиться от всего общества. Всё последующее время до признания главный герой испытывает страшные душевные муки, борется с самим собой. Далеко не сразу к нему приходит понимание всего ужаса совершенного поступка, вначале его мучает вопрос, смог ли он пройти испытание кровью, определяющее его принадлежность к числу «право имеющих». Он боится того, что его предположение оказалось ложным. Родион не может прийти к правильному выводу в одиночестве, поэтому рассказывает всё Соне Мармеладовой, которая так же, как и он, нарушила закон нравственности. Именно благодаря ей он смог по-новому увидеть произошедшее, осознал, что не в праве решать судьбу других людей и отнимать у них жизнь. Раскольников начинает понимать, как сильно он ошибался и насколько поверхностны его идеи.

Истинным наказанием для главного героя стала не каторга, а его совесть. Он осознал, что совершил непростительный поступок, но не может уже ничего исправить. Всё, во что он верил – безвозвратно разрушено, осталось только чувство вины. Мысль о зле во имя добра потеряла всяческий смысл, стала всего лишь пустыми словами. Ложная идея оказала губительное влияние на его сознание. Раскольников оказался не в силах изменить мир, он только загубил свою жизнь ради призрачных надежд и неправильных ценностей. Теория оказалась ошибочной, она не имела права на существование. Созидания невозможно достигнуть путем разрушения, человек не может прийти к лучшей, счастливой жизни при помощи преступления, совершенного против нравственности, против общества, против себя самого.

На примере судьбы Родиона Раскольникова автор хотел показать, что наказание последует за любым преступлением, и об этом он говорит уже в самом названии романа. Спасение возможно только после того, как придёт осознание всей тяжести содеянного. А понимание своей вины и есть главное наказание.  

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий