Ф.М. Достоевский уделял большое внимание в своём творчестве деталям, которые часто могли остаться незамеченными невнимательным читателем. Сны Родиона Раскольникова занимают особое место в романе, каждый из них является знаком в судьбе главного героя и имеет символичное значение.
Первый сон приснился Раскольникову накануне преступления, в нём шла речь об одной лошади. Он называл этот сон страшным, его образы символизируют не только действительность, но и будущее главного героя. Весь сон описан в мрачных тонах, таким способом автор пытался передать весь ужас, который пережил ещё неиспорченный мальчик Родя. События происходят в далёком детстве Родиона. В один праздничный день он с отцом проходил мимо распивочной, находившейся по дороге в церковь, куда направлялось семейство Раскольниковых. Там они стали свидетелями жестокого избивания кнутом маленькой слабой лошади, которая была запряжена в телегу, совершенно неподходящую ей по размеру. Мальчик хотел спасти беззащитное животное, заступиться, но пьяные мужики убили лошадёнку у него на глазах, прибив её железным ломом. Вокруг находилось много людей, но никто ничего не предпринял. Маленькому Роде хотелось плакать в тот момент, кричать от боли и несправедливости. Этот сон обращает внимание на двойственность натуры главного героя: он безумно жалеет лошадь во сне, но готов убить недостойного человека, считая его жизнь бесполезной. Задуманное им насилие противоречило истинной сущности главного героя, которую он намеренно прятал за своей теорией. Причиной всему был стыд, испытываемый за собственную ничтожность и бедность. Основными символами, на которые обратил внимание Ф.М. Достоевский, были кабак и церковь. Это полностью противоположные понятия, одно олицетворяет чистоту и возвышенность, а другое – грязь и низость. Но писатель оставляет шанс для человеческой души: церковь не зря находилась недалеко от распивочной, это символизировало то, что каждый человек в любой момент может стать на путь исправления, главное этого просто захотеть. Этот сон самый значительный, потому что несёт основную смысловую нагрузку.
Второй сон – это мечты о Египте. Раскольников мечтал о создании нового справедливого мира, это был бы рай на земле, по его мнению. Чаще всего ему представлялось, что он где-то в Африке, в оазисе, где отдыхают караваны от своего тяжёлого пути. Везде растут пальмы, и странники обедают, прячась от беспощадно палящего солнца. Сам Родион пытается напиться из журчащего ручья, наслаждаясь прохладной чистой водой, но прекрасный сон прервал звон часов, который вернул главного героя к жизненной суете и заботам. Его жизнь была жалкой и унылой, поэтому оазис манил Раскольникова, это был символ его стремления к лучшей жизни. Вот она – рукой подать, но насладиться ей невозможно.
Третий сон был подобен бреду, потому что совершённое преступление тяжело потрясло главного героя, и он находился в состоянии аффекта. Во сне Раскольников стал свидетелем того, как полицейский Илья Петрович бил хозяйку квартиры Раскольникова. В этот момент бывший студент не думал о том, как помочь женщине, он только испытывал страх расплаты, боялся, что его убийство раскроется, и он будет арестован. Но, несмотря на животный ужас, Родион не попытался сбежать или скрыться от полиции всеми возможными способами. Даже во сне он понимал, что ничем не лучше Ильи Петровича, поднявшего руку на пожилую женщину. Этот сон символизирует беспрестанную борьбу добра и зла, весь внутренний мир Раскольникова боролся за сохранение лучших качеств, а больной разум стоял на своём.
В четвёртом сне Раскольникову снится, что он убивает старуху-процентщицу, но не может никак её убить. Это сновидение пришло к нему после первого разговора с Порфирием Петровичем. Родион попал в квартиру Алёны Ивановной по зову неизвестного человека, там он увидел ненавистную старушку живой, сидящей в углу комнаты. Главный герой пытался лишить её жизни, но все его попытки не увенчались успехом, он только слышал её омерзительный смех, который становился всё громче и громче. Раскольникову ничего не оставалась, кроме как сбежать после неудачных попыток расправиться с процентщицей и он в ужасе обнаружил, что за ним наблюдало большое количество людей. Этот сон отобразил реальность, где главный герой тоже испытывал страх разоблачения и осуждения со стороны окружающих.
Последний сон Раскольникова в романе приснился ему уже на каторге. В эту ночь он находился в больнице в состояние бреда. Сон об эпидемии является следствием отказа от теории о сверхчеловеке. Во сне Родиона все люди были неизлечимо больны. Они убивали друг друга, охваченные беспредельной злобой и жестокостью. Мир погряз во мраке и ужасе, под давящей силой человеческих пороков. Выжить суждено было только избранным, тем, в чьём сердце ещё смогла уцелеть чистота и доброта. В данном сне показаны последствия воплощения теории главного героя в жизнь, именно таким стал бы наш мир, если бы его удалось изменить сверхлюдям. Этот сон является символом искупления грехов Раскольникова, его душе удалось очиститься и стать на путь перерождения. Становится понятно, что Раскольников начал работу над собственным внутренним миром, он осознал то, чего не мог понять всю свою жизнь: мир надо любить, для того чтобы он полюбил тебя.
Ф.М. Достоевский использует сны в романе «Преступление и наказания» как средства художественной выразительности. Границ между действительностью и снами практически нет: реальность плавно перетекает в мир грёз и наоборот. При помощи такого психологического способа автор раскрывает внутреннее состояние своего персонажа в полной мере: даёт читателю возможность прочувствовать все его эмоции, понять мотивы поступков и ощущения после их совершения. Сны описываются в романе с одной целью – изобразить психологическое состояние Родиона Раскольникова на протяжении разных периодов его жизни, потому что именно в состоянии сна человеческое подсознание освобождается от контроля разума и способно рассказать, что у человека на душе.