События, изменившие судьбы героев в романе А.С. Пушкина «Дубровский», подчинены главной идее. Для автора важна мысль о помещичьей России, бесправии простого народа и моральном разложении крепостников.
В центре небольшого произведения, написанного в 1833 году в духе английских, немецких и французских разбойничьих романов, находится образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиционно здесь должен быть главный герой, вызывающий симпатию читателей, но идущий против общества. Он призван наказывать зло и творить добро. А так как законными способами это сделать невозможно, то путь один — в разбойники.
Как же дворянин, офицер, образованный и благородный Дубровский оказывается предводителем разбойничьей шайки? К этому ведут события, начавшиеся задолго до основного действия. И начинать необходимо с крестьян и крепостного права, чтобы понять, что поступить иначе молодой барин не мог.
Крепостное право существовало в России много веков, и к началу XIX века (именно тогда, в 20-е годы, и происходит действие) крестьяне превратились практически в рабов. То есть их можно было продавать, как скот, над ними можно было безнаказанно издеваться. Вспомним, к примеру, как Чацкий осуждает, что людей меняют на собак (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), как барыня приказывает утопить Муму или насильно выдаёт замуж Татьяну (И.С. Тургенев «Муму»). Эти бесчеловечные порядки знали и видели многие. Поэтому легко представить, что переживают крестьяне Кистенёвки, когда узнают, что их отдают новому барину. Андрея Гавриловича они любили и уважали, потому что он справедливым барином. Кирила Петрович же известен всей округе как самодур, имеющий взбалмошный характер, подверженный всплескам гнева. Он не знает ни в чём меры, глупый и грубый. Из-за гордыни Троекуров даже теряет единственного друга — Андрея Гавриловича. Поэтому крестьяне и восстают, желая принадлежать Владимиру Дубровскому как наследнику умершего барина.
Причём в том, что им будет плохо, убеждает уже приезд приказных, которые появились оформить передачу деревни Троекурову. Чиновники ведут себя грубо, демонстративно издеваются над крестьянами: «Кто там смел рот разинуть…» Вот так простое событие приводит к бунту, меняя жизнь всех. И заглавного героя в первую очередь.
Кстати, сам Владимир не хочет никаких волнений, пытается остановить людей: «Стойте… Дураки! что вы это? вы губите и себя, и меня. Ступайте по дворам и оставьте меня в покое».
А дальше события стремительно катятся вперёд, нарастая, как снежный ком. Дубровский хочет сжечь дом, чтобы тот не достался Троекурову. Конечно, никаких чиновников наказывать он не собирается. Но Архип решает дело иначе, не подчиняясь приказу открыть двери. Теперь для закона Владимир — преступник, ведь убивать людей, хороших или плохих, нельзя. Ему ничего не остаётся, как возглавить бунт. Молодой барин не может бросить своих людей, которые так доверяют ему. Для Дубровского это кажется предательством. Хотя был и другой путь — бросить всех и уехать на службу. Так, совесть не позволяет герою поступить иначе.
Мог ли со временем Владимир простить Кирилу Петровича? Ведь Маше, в которую он влюблён, Дубровский говорит следующее: «Я отказался от мщения, как от безумства». Вполне возможно, ведь сильное чувство меняет человека, делая его мягче и добрее, лучше и чище.
Но вот опять события вмешиваются в относительно спокойное течение жизни, меняя героев. Машу отец выдаёт замуж за старого князя Верейского. Своё обещание, данное Богу, нарушить девушка не может, поэтому отказывается бежать с Дубровским. Вспомним, что именно так поступает и Татьяна Ларина, отказывая Онегину, в которого по-прежнему влюблена: венчание, клятва верности для пушкинских героинь не пустые слова. Это не трусость, а нравственная чистота.
А что же Дубровский? Он уезжает за границу: сердце его разбито, дома больше нет. Да и людей своих дальше втягивать в неприятности он не хочет.
Так, вроде бы случайные события меняют жизни всех героев романа. Но всё происходящее вскрывает несколько проблем — как актуальных для пушкинских времён, так и вечных. Это уродство крепостнического строя, произвол чиновников, истоки народного бунта, отношения отцов и детей, любовь и честь.