Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Сочинение: Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Сочинения по литературе

Литеровед публикует краткое сочинение на тему «Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в котором раскрываются основные функции персонажей, так или иначе отражающих теорию главного героя.

Замысел романа «Преступление и наказание» появился, когда Ф. М. Достоевский отбывал каторгу. Писатель задумывается о причинах преступлений, соразмерности их наказаниям.

Герой романа Родион Раскольников – бывший студент, мещанин, живет в крайней бедности. Достоевский в письме редактору, повествующем о будущем романе, упоминает об идеях, носящихся в воздухе. Одну из них подхватил и воплотил в жизнь Раскольников.

Молодой человек совершает убийство, оправдывая его бесчеловечной теорией. По его мнению, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые созданы для работы и воспроизведения населения. Они простые исполнители чужой воли, не способные вносить изменения в жизнь. Вторые призваны способствовать развитию цивилизации, движению человечества вперед. Если для достижения великих целей понадобится совершить преступление, то они имеют на это полное право.

Раскольников желает доказать себе, что он относится к разряду «необыкновенных» людей. Он ищет подтверждения своей теории в жизни. Его арифметика укладывается в простую формулу: убить одну вредную старушонку и сделать сотни добрых дел на ее деньги. Он считает свою теорию правильной.

Чтобы показать ущербность и античеловечность теории Раскольникова, Достоевский вводит в повествование «двойников», отражающих и по-своему преломляющих ее положения. В каждом из них герой «умирает», чтобы очиститься, подняться над самим собой. Глядя на этих людей, Раскольников осуждает их поступки, он возмущен их низостью, не понимая, что не так уж далеко ушел от них в своих умозаключениях и поступках. Возможность спасти душу автор дает только Раскольникову.

Самым бледным отражением главного персонажа является Андрей Семенович Лебезятников. Худосочный, золотушный внешне, он чрезвычайно самоуверен в общении с другими людьми. Он служит в каком-то министерстве, не отличается большим умом, но обладает страстным и увлекающимся нравом. Лебезятников имеет претензии на то, чтобы быть современным человеком, интересующимся общественными теориями. Он проповедует идеи Дарвина и Фурье. Кроме того, Андрей Семенович поклонник идей коммуны, не осуждает супружеские измены, противник христианской веры. Его отрицание больше походит на идейную пародию. Достоевский относится к нему с презрением, называя его «недоучившимся самодуром». Он считает, что такие, как Лебезятников, способны опошлить любую, даже очень хорошую идею.

С Раскольниковым его объединяет стремление к вседозволенности, которую он понимает гораздо мельче, на уровне межличностных отношений. Раскольников же мечтал чуть ли не все человечество осчастливить.

Другим двойником Раскольникова является Петр Петрович Лужин, жених его сестры. Он вызывает его негодование своим желанием жениться на Дуне. Впервые упоминание о нем на страницах романа появляется в письме Пульхерии Александровны, матери Родиона. «Человек он деловой и занятой», «благонадежный и обеспеченный», «весьма солидный и приличный», немного угрюмый и высокомерный – такими эпитетами награждает она его. Если бы не последние несколько слов, то создается портрет вполне добропорядочного человека. Пульхерия Александровна не может лгать, но и полную правду сказать сыну тоже не осмеливается. Поэтому появляется несколько искренних слов о характере жениха. Жениться Лужин хочет на девушке без приданого не случайно. Он желает быть благодетелем для своей жены и видит в этом свою выгоду. Девушка всю жизнь будет чувствовать себя обязанной ему.

Приехав в Петербург, Лужин остановливается у Лебезятникова, которого когда-то опекал. До него дошли слухи, что его бывший опекаемый стал прогрессивным человеком, мыслящим высокими категориями. Он надеется подучиться у него немного общению с молодыми идейными людьми, каковым считал и будущего родственника Раскольникова.

Что касается идей, то у Лужина есть своя теория, имеющая сходство с теорией Раскольникова. Исходя из нее, Петр Петрович прежде всего заботится о себе. Разъясняет он свои убеждения на примере кафтана. Если поделиться с ближним и разделить кафтан пополам, то оба они останутся наполовину голыми. А если в обществе будет больше устроенных людей, которые никому не помогают, а пекутся только о себе, то общество от этого только выиграет и окрепнет. Приобретая для себя, он делает хорошо для всех. Лужин идет дальше Лебезятникова, тут уже появляется забота об обществе.

Крайний эгоизм и забота о людях сближают его теорию с идеей Раскольникова. На самом деле и Раскольников, и Лужин думали исключительно только о себе, прикрываясь заботой о других. Более всего Лужин ценил деньги. Разрыв с Дуней раздражает его тем, что он потерял возможность получить в жены вечно обязанного ему человека. Отсутствие угрызений совести, тщеславие, бездушие, эгоизм являются основными чертами Лужина.

Аркадий Иванович Свидригайлов – третий двойник, самый яркий из трех, самый загадочный. О нем мы также узнаем из письма Пульхерии Александровны. Свидригайлов является главной причиной сватовства Лужина. Он влюбился в Дуню, которая работала у них в доме. Девушка отвергла его ухаживания. Жена Свидригайлова, Марфа Игнатьевна, разобралась в деле и сосватала девушку за своего родственника Лужина. Свидригайлова обвиняют в ряде преступлений. В частности, высказывается мысль, что он повинен в смерти своей жены. Ни одно из его преступлений не доказано.

Аркадий Иванович – умный, сильный человек. Он встречается с Раскольниковым и говорит ему, что они очень похожи, чем вызывает возмущение молодого человека. Раскольникову претит мысль сходства с этим негодяем. Только ведь Раскольников убил двух женщин, топором зарубил, значит, сходство все-таки есть, нравится это ему или нет.

Они оба не верят в бога, оба горды и своевольны. С главным героем Свидригайлова объединяют муки совести, стремление помочь людям. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, делает добрые дела. Он поместил в пансионат детей Катерины Ивановны. Он дает денег Соне, чтобы она смогла поехать за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов помогает материально Дуне, которая отказала Лужину и осталась без средств. Этот герой не смог найти пути к спасению души и кончает жизнь самоубийством.

Рассматривая образ главного героя в системе его двойников, Достоевский вскрывает антигуманистическую суть теории Раскольникова, обличает ее бесчеловечность. Герой, будучи уверен в правильности своей теории, не приемлет образа жизни своих двойников. Он осуждает их, обнажая пороки. Эти герои вызывают у нас негативные чувства, а убийца Раскольников симпатию. Это связано с тем, что они не хотят меняться в лучшую сторону, главный герой же находится на пути к очищению. Он понимает, в конце концов, что он не старуху убил, а себя.

Людей должна объединить любовь к богу, по мнению Достоевского. В этом убеждает читателя образ Сони Мармеладовой, которая смогла спасти душу героя. Автор явно симпатизирует своему герою, так как позволяет воскреснуть его грешной душе.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий