Сочинение: Испытание любовью в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Сочинение: Испытание любовью в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вниманию читателей краткое сочинение на тему «Испытание любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором революционно-демократические идеи показаны через призму любовной истории главного героя.

Главным героем романа «Отцы и дети» является разночинец Евгений Базаров. Он нигилист, материалист по взглядам. Базаров изучает естественные науки, отдавая предпочтение трудам немецких ученых. Он собирается пойти по стопам отца и поступить на медицинский факультет. Его отец в свое время был полковым лекарем. Выйдя в отставку, поселился в деревне, но медицину не оставил и лечит крестьян. Сын, готовясь к профессии, изучает анатомию лягушек, чтобы потом успешно лечить людей.

В первой половине произведения мы видим сильного, гордого, целеустремленного, уверенного в себе человека. Базаров честен и последователен в своих убеждениях. Героя можно было бы считать идеальным, но здесь и кроется секрет авторского замысла. Вознеся героя на пьедестал в первой половине романа, Тургенев низвергает его во второй.

Базаров показан в динамике. Его характер сложен и противоречив. Образ героя претерпевает существенные изменения в ходе развития действия. Тургенев проводит его через испытание любовью, чтобы показать настоящего Базарова, о котором, возможно, он и сам не догадывается.

Чтобы убедиться в правоте этих суждений, давайте немного остановимся на взглядах героя. Он не признает никаких авторитетов, считает, что отрицание в настоящее время самое правильное из всех действий. Для него не имеет значения красота природы, которая для него является лишь мастерской, он отмечает в ней только практическую сторону. Искусство, по его мнению, бесполезное занятие. Он смеется над Николаем Петровичем, который играет на виолончели и читает Пушкина. Любовь – это не более как химия и физиология. Обо всем Базаров судит только с материалистической точки зрения. Все, чего нельзя потрогать руками, не существует.

Все его убеждения рассыпаются в прах, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинается медленное перерождение Базарова. Словно чистый, свежий дождь смывает с него маску, под которой он прятался от окружающих и от самого себя.

Базаров пытается скрывать истинные чувства, прикрывая их иронией, небрежностью, сарказмом. Он обращает внимание на интеллект, плечи Одинцовой. По его словам, Анна Сергеевна «на остальных баб не похожа». Базаров много говорит, стараясь привлечь внимание, понравиться ей. «Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», — высказывает он Аркадию свое мнение о внешних данных помещицы. В этих словах слышится восхищение красотой, существование которой до поры до времени герой отрицал.

Приехав в усадьбу к Одинцовой, Базаров признается себе, что он «стал смирненьким». Он ощущает некую робость в присутствии Анны Сергеевны. Герой постепенно теряет выдержку и самообладание, становится рассеянным, раздражительным. Он реже стал общаться с Аркадием. Причиной всех этих перемен стало чувство к Анне Сергеевне. Доселе неизвестное, оно мучило и бесило его. Он раньше считал, что в случаях, когда женщина не отвечает взаимностью, нужно оставить и уйти. Беда была в том, что уйти от Одинцовой он был не в состоянии.

Базаровым овладело чувство, которому он совсем еще недавно отказывал в существовании. Он ловит себя на «романтических» мыслях. Его поступки также перестают соответствовать убеждениям. Он отправляется в лес и бесцельно бродит, «ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя». Базаров теряет покой и сон, думая об Одинцовой. Она не испытывает подобных чувств, но Базаров ей интересен. Она ведет с ним холодную и расчетливую игру, подогревая в нем эмоции. В конце концов, герой признается ей в любви. Одинцова испугалась его признания. Она не желала, чтобы что-то нарушало ее спокойную устоявшуюся жизнь. Анна Сергеевна оказалась большей «нигилисткой», чем сам Базаров.

Герой потерпел поражение в любви, которое имело большие последствия. Он еще пытается владеть собой, не позволяет себе унывать, видимо, не желая быть похожим на Павла Петровича. Базаров не считает мужчиной того, кто из-за женщины «раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Он еще пытается следовать своим убеждениям, но любовь оказывается сильнее них.

Взгляды Базарова в свете этих событий теряют ценность, почва уходит из-под ног. Им овладела «тоскливая скука и глухое беспокойство». В его движениях появилась усталость, изменилась даже походка. Он «начал искать общества», нести груз безответной любви одному было не под силу. Он стал чаще проводить время с отцом, который заметил, что с Евгением что-то происходит.  Его грустный вид чрезвычайно беспокоил Василия Ивановича. Базаров ни с кем не мог разделить свою боль. Он и самому себе признаваться не хотел, что причина его состояния кроется в холодности Анны Сергеевны. Ему досадно, что с ним произошла такая нелепая история, и он никак не может из нее выпутаться. Думается, что Базаров все-таки победил бы этот «романтизм» и вернулся бы к прежней жизни. Ведь даже Павел Петрович в конце романа воспрял духом. Однако Тургенев не дает герою этой возможности.

Базаров нашел себе занятие и стал помогать отцу лечить крестьян. Эта затея закончилась трагически: из-за своей рассеянности Базаров заразился тифом при вскрытии и умер. Перед смертью он зовет Анну Сергеевну. В этом эпизоде он заговорил, как истинный романтик. Чего стоит его фраза об «умирающей лампаде»! Базаров отступил перед великой силой любви.

Автор показывает читателям, ради чего стоит жить, что делает человека человеком. Базаров не прошел испытания любовью, не прошли проверки жизнью и его убеждения. Я думаю, что его убеждения были скорее данью времени, игрой взрослого мальчика, юношеским максимализмом. Настоящего Базарова мы увидели в сцене признания в любви Одинцовой. Чувства, охватившие его, были настолько сильны, что он забыл обо всем: о правилах приличия, о своей сдержанности, нигилизме. Тормозящая проявления эмоций рассудочность покидает его, и он отдается на волю чувству.

Базаров ждет ответного чувства от Анны Сергеевны до последней минуты. Я думаю, что именно поэтому он просит отца сообщить ей о том, что умирает.  Герой не сомневается, что она приедет, и хочет услышать слова любви в последнюю минуту. В сцене прощания он становится человечнее и понятнее читателю. Он перестал ломать и воспитывать себя, проявляя те качества, которыми наделила его природа.

Через любовную историю Тургенев показывает свое отношение к идеям революционеров-демократов и к ним самим, демонстрируя их несостоятельность и оторванность от жизни. Вероятно, Тургенев считал, что не все революционеры искренни в своих убеждениях. Базаров становится самим собой только перед лицом любви и смерти.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий