Сочинение: Композиция в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

композиция в романе Сочинения по литературе

Сочинение “Композиция в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова” раскрывает особенности построения произведения и помогает понять замысел автора. В 1838 году М. Ю. Лермонтов начал работу над новым произведением, основанном на кавказских впечатлениях автора. Отдельными повестями печатаются первые написанные им главы: “Бэла”, “Тамань”, затем ” Фаталист”. Публика с нетерпением ждала новых повестей. И вот в 1840 году роман “Герой нашего времени” увидел свет.

Роман отличается глубоким психологизмом. М. Ю. Лермонтов в своем произведении рисует портрет молодого человека 30-40 годов 19 века, представляющего собой собирательный образ пороков молодых людей своего времени.  Автор не просто рассказывает историю жизни Печорина. Он хочет объяснить читателям причины поведения героя, показать становление его характера, обоснованного той средой, в которой герой существует. Именно психологическая сложность образа обусловила композиционное строение произведения. 

В романе М. Ю. Лермонтов нарушает хронологию повествования. Как может заметить внимательный читатель, события в романе перемешаны. Например, описанное в “Княжне Мери” произошло до событий, изложенных в повести “Бэла”. Прошлое и будущее в произведении словно меняются местами. Сначала мы встречаем Печорина в ссылке на Кавказе, а потом узнаем, за что он был туда сослан. Такой порядок изложения событий совсем не запутывает читателя и кажется уместным. М. Ю. Лермонтов расположил главы не в хронологической последовательности, а в той, которая позволяет понять причины совершаемых Печориным поступков. 

М. Ю. Лермонтов написал роман, состоящий из 5 частей. Четыре из них представляют собой законченные произведения, имеющие право существовать как самостоятельные. А вот глава “Максим Максимыч” тесно связана с другими главами, т.к. он смысл может быть понят лишь после знакомства в главой “Княжна Мери”. Все части романа объединяет одно – они раскрывают отдельные стороны жизни и черты характера главного героя произведения, Григория Александровича Печорина. 

В первых двух частях (“Бэла” и “Максим Максимыч”) повествование ведется от лица рассказчика. На Кавказе он знакомится со штабс-капитаном в возрасте около 50 лет Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю, случившуюся в этих краях с молодым офицером Печориным, сосланным на Кавказ за дуэль. 

В первой главе мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, который не разбирается в сложной и противоречивой натуре Печорина. Мы узнаем его как славного офицера, смелого и отважного. В сердце штабс-капитана хранятся лишь теплые воспоминания о молодом офицере, отданном под его командование.

В следующей главе Печорин уже представляется другим, не похожим на того милого офицера, о котором рассказал Максим Максимыч. Рассказчик показывает героя равнодушным, даже несколько грубым по отношению к Максиму Максимычу, который считал Печорина другом. Мы можем увидеть его утонченную и холодную внешность, заглянуть в несмеющиеся глаза. Автор уточняет, что такие глаза являются признаком злого нрава, или глубокой грусти. Но понять Печорина мы еще не можем. В голове не укладывается такое отношение Печорина к Максиму Максимычу. Но не будем спешить делать выводы, ведь отгадка этой тайны ждет нас впереди.

Следующие главы написаны в форме дневниковых записей главного героя. По словам рассказчика, Максим Максимыч передал ему портфель с тетрадями, в которых Печорин делал заметки. После известия о смерти героя рассказчик позволил себе их опубликовать. Так мы узнали другую сторону героя, увидели его душу, прочувствовали вместе с ним и любовь, и дружбу, и интриги, и обман. Он разрушает жизнь слепого мальчика, Янко и девушки-ундины, смеется над старым знакомым Грушницким, играет чувствами влюбленной в него княжны Мери, разрывает отношения с единственным человеком, который его понимает – доктором Вернером. Но больше всего страдает от него та, которую любит и сам герой. Вера несчастна отчасти и по вине Печорина, не умеющего делать людей счастливыми. 

Печорин раскрывает читателям душу, страдающую от его поступков не меньше, чем те, с которыми он был жесток. Он сам презирает себя за такое поведение, но не может изменить свою сущность, сформированную средой, в которой он жил. Да, герой в своей несносной натуре винит среду, которой не смог противостоять, которую не смог переломить. 

Сила Печорина, позволяющая ему выживать в этой среде, заключается в умении сдерживать свои чувства, прятать их от окружающих. Надев однажды маску равнодушия, Печорин не спешил от нее избавляться. Только так можно оставаться сильным, спрятать душу от насмешек окружающих и от их несправедливого суда. 

Такой композиционный прием смены рассказчика и расположения глав не в хронологической последовательности позволил М. Ю. Лермонтову показать читателям главного героя своего романа всесторонне: мнение о нем других людей и внутренние переживания героя, рассказанные им самим. Но самое главное, что М. Ю. Лермонтов дал шанс нам, читателям, разгадать тайну Печорина и понять его.

Поделиться с друзьями
Любовь Фриму

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. На протяжении 5 лет готовлю выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий