Сочинение: Крестьяне в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Сочинение: Крестьяне в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь) Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вниманию читателей краткое сочинение на тему «Крестьяне в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», которое раскрывает особенности авторского отношения к главной проблеме произведения.

 Основная тема поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» заключается в размышлении писателя о России и народе, ее населяющем. Замысел автора состоял в том, чтобы показать, сколько прекрасного скрыто в русском народе и сколько страданий выпадает на его долю.

На первом плане Гоголь изображает дворянскую Русь. Народ находится, словно в глубине картины, которую создает автор. Изображая крестьян, он останавливается на глубинных основах русского характера, иногда используя иронию, сарказм.  

Под словом народ подразумеваются и крестьяне. Их образы с первых страниц появляются в поэме. Два мужика, увидев коляску Чичикова, обсуждают качество ее колес. Они рассуждают о важном вопросе, доедет ли оно до Москвы или нет. В чем смысл этого разговора? В том ли, что у русского мужика развита наблюдательность и сметка. Может быть, в этом скрыт намек на Чичикова, как далеко он может зайти в своей афере. Возможно, в этой небольшой сцене появляется связь с предметом купли-продажи, которой занимается Чичиков. Ведь он скупает мертвых крестьян, которые числятся живыми по ревизским сказкам.

Гоголь обыгрывает понятие «мертвые души» с разных сторон. Крестьяне противопоставлены своим владельцам. Их постигла физическая смерть, но души их живы. Помещики живы физически, но души их мертвы. Среди описываемых помещиков двух можно отнести к рачительным хозяевам: это Настасья Петровна Коробочка и Михаил Семенович Собакевич. В их имениях и крестьяне живут хорошо. Чичиков отметил в имении Коробочки добротность крестьянских изб, во дворах стояли новые телеги. Да и об умерших крестьянах своих она отзывалась как о славном народе. И кузнец искусный был, и девки-умелицы.

Крестьяне Собакевича живут в добротных домах, у всех хозяйства крепкие под стать помещичьему. Помещик, заключая сделку с Чичиковым, описывает умерших крестьян, перечисляя все их выдающиеся качества. Каретник Михеев делал рессорные экипажи лучше московских. Его работа отличалась прочностью и красотой. Плотник Степан Пробка был огромного роста и силы невероятной, ему бы в гвардии служить. Кирпичник Милушкин ставил великолепные печи. Сапожник Телятников вел трезвый образ жизни и сапоги тачал на диво. Еремей Сорокоплехин занимался торговлей, оброка приносил 500 рублей. Крестьяне своими добрыми делами смогли оставить след в жизни. Они уже умерли, а Собакевич описывает их так, словно они живее, его самого.

Гоголь в этих эпизодах показывает лучшие черты русского народа: трудолюбие, мастерство, выносливость, силу душевную и физическую. Несмотря на полнейшую бесправность крестьян, в них сохраняется нравственный стержень. Гоголь симпатизирует и сочувствует народу.

Расхваливая крестьян, Коробочка и Собакевич все же не считают их за людей. Настасья Петровна продает их так же, как пеньку и мед. Помещиков не интересует их внутренний мир, их привязанности. По их мнению, они вовсе их не должны иметь.

В противовес жизни крестьян из богатых деревень показана жизнь крестьян Плюшкина. Им живется нелегко с этим патологическим скупцом. Все их избы были ветхими, крыши светились, как решето, окна были без стекол. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что благосостояние крестьян во многом зависело от помещиков. У хозяйственного помещика и крестьяне имеют доброе хозяйство. Примечателен эпизод, как крепостной мальчик Прошка вошел в избу. Оказалось, что на всех крестьян были только одни сапоги, которые стояли в сенях господского дома. Перед тем, как войти в комнату по призыву хозяина, они надевали эти сапоги.  До господского дома же они шли босыми. Выходя из комнаты, они снова снимали сапоги и уходили «на собственной подошве». Так было не только летом, но и в холодное время года.

Речь Плюшкина, обращенная к мальчику, изобилует оскорблениями. У него не лицо, а рожа, и «глуп ведь как дерево», и бес у него в ногах чешется. Кроме как дураком, дурачиной он его не называет. Из его слов становится понятно, что не брезгует помещик и телесными наказаниями. Он считает, что крестьянам нельзя доверять, они воры и мошенники.

Наряду с положительными чертами, Гоголь показывает отрицательные черты. Кузнец Коробочки сгорел от выпивки. Крепостная девочка, которую она отправила проводить Чичикова, не образована. Она даже не знает, где право, где лево. Кучер Чичикова Селифан также не против хлебнуть лишнего. В таких случаях он ведет беседы с лошадями. Гоголь не идеализирует крестьян, он заставляет читателя задуматься о темноте и силе народа. Автор затрагивает вопрос и о крестьянских бунтах. Кто-то сбегает от помещиков, как это сделал Абакум Фогров. Кто-то поднимает настоящий мятеж, как в деревнях Вшивая Спесь и Боровки. Гоголь дает понять читателю, что терпение народа не безгранично.

Думается, что трудолюбивый и талантливый народ заслуживает лучшей доли. Будущее России Гоголь видел не за помещиками, внутренний мир которых пуст. Поэма заканчивается гимном России, которой уступают «дорогу другие народы и государства». Будущее ее за великим народом, хранящим в себе небывалые возможности.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий