Сочинение «Крестьянство в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова посвящено простому народу, тем людям, к которым поэт был привязан душой и за судьбу которого переживал всю жизнь.
Тема родины звучит в творчестве многих русских поэтов. И у каждого из них свое понимание родины. Для Н. А. Некрасова родина — это народ. Каждый уголок родной земли напоминал поэту тяжелые крестьянские будни. Рожденный в большой семье, Некрасов рос среди крестьянских детей. Благодаря этому детство поэта можно назвать счастливым. Деревенские мальчишки брали его на рыбалку, в лес за грибами. Вместе с ними маленький Коля бегал на речку.
Некрасова называют крестьянским поэтом, выразителем народного страдания. В его лирике тема народной судьбы занимает ведущее место. Поэт всю жизнь выступал в защиту крестьянства, воспевал непростую жизнь народа с ее тяготами и лишениями. Н. А. Некрасов, знакомый с жизнью народа не понаслышке, изображал в своих произведениях картины подневольного крестьянского труда, голода и нищеты, тяжелой женской доли.
Одним из таких произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел написать народную поэму возник у поэта в 1862 году, после отмены крепостного права. И вот спустя год Некрасов взялся за перо. Почти 14 лет он трудился над своим детищем. Главными героями поэмы стали крестьяне. Поэт хотел написать произведение не только про народ, но и для народа. Поэтому слог произведения необычный, приближенный к народным сказаниям, поэма изобилует просторечными и диалектными словами. Такая речь позволяет простому народу понять смысл поэмы. Основой произведения послужили личные впечатления поэта и опыт общения с крестьянами. Сбор материала для нового произведения занял у Некрасова немало времени.
Сюжет произведения таков: семь мужиков, собравшись вместе, поспорили о том, «кому живется весело, вольготно на Руси»? Чтобы разрешить свой спор, они отправляются в путешествие с целью найти самого счастливого. По дороге, встречаясь с разными людьми, они опровергают одну версию за другой. Путешествие должно было закончиться в Петербурге, где герои должны были встретиться с чиновником, купцом, министром и царем. Однако тяжелая болезнь заставила Некрасова изменить свой замысел. Окончательный вариант поэмы содержит лишь картины народной жизни.
Что же видят герои, путешествующие по Руси? Отмена крепостного права обещала народу свободную жизнь и труд для своего блага. Но что имеет народ на самом деле? Изменилась ли жизнь к лучшему?
В самом начале поэмы с помощью приема говорящих названий Некрасов показывает жизнь главных героев. Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — это названия деревень, откуда родом герои. Не трудно догадаться, как жили жители этих деревень. Люди испытывали нужду, холод, голод. Об обещанной сытости и достатке крестьянам по-прежнему остается лишь мечтать. И вот эти мужики, сами не видевшие в жизни счастья, решили отправиться на его поиски по свету. Каждый из них предложил своего кандидата на должность счастливого. Отправляясь в путешествие, они решили найти каждого из них и спросить, счастлив ли он.
Побывав у попа и узнав у него, что жизнь его не сладкая: ему приходится выслушивать плач, крики и стоны крестьян, страдающих от нищеты, голода и произвола, эти же крестьяне сочиняют о нем непристойные шутки и небылицы, да и богатством он похвастаться не может, ведь «крестьянин сам нуждается», а помещики рассеялись. Уже из рассказа попа понятно, что крестьянская жизнь – тяжелая ноша, посильная не каждому. Мужики отправляются дальше.
Попав на сельскую ярмарку, мужики пытаются найти счастливого среди ее участников. Но находят они там лишь отчаявшихся бедных людей, пытающихся заглушить свое горе выпивкой, ведь денег только на это хватает. Дед Вавила, обещавший купить внучке башмачки, также заливает свое горе в кабаке. Хоть ему и помогает купить башмачки Павел Веретенников, дед по-прежнему продолжает пить. Случайный очевидец, наблюдающий за крестьянами и записывающий их пословицы и поговорки, осуждает пьяны образ жизни крестьян. На укор Павла Веретенникова в таком образе жизни крестьяне отвечают, что пьют с горя и осуждать их грешно.
Судьба Якима Нагого также заслуживает сострадания. Мужчина, как ребенок, радовался каждой новой купленной лубяной картине. Со временем он много картин подарил сыну. Но семью настигло несчастье – огонь охватил их скромное жилище. Пытаясь спасти от пожара лубочные картинки, Яким забывает о своих сбережениях. Под действием огня 35 целковых превратились в сплавленный комок, за который теперь дают лишь 11 рублей.
Даже любимец всех крестьян Ермила Гирин не может похвастаться счастьем. Он чудом смог сохранить мельницу, получил должность бургомистра. Мужчина пользовался в народе почетом и уважением, ему доверяли. И он исправно исполнял свой долг. Вот только совесть его была неспокойна из-за попытки укрыть своего младшего брата от рекрутской службы. Он даже совершает попытку повеситься.
Некрасов показал нам не только «счастие мужицкое, дырявое, с заплатами», но и раскрыл тяготы женской доли. Болью обливается сердце при знакомстве с судьбой Матрены Тимофеевны Корчагиной. Со счастьем она попрощалась еще в девичестве. Замужество внесло в ее жизнь большие изменения. Молодая женщина чувствует себя старухой, ведь жизнь ее не щадила. Оказавшись в чужой семье, Матрена работает без отдыха. Она рано познает боль утраты: сына Демушку по недосмотру деда Савелия съедают свиньи. Потом муж уходит на службу, не дождавшись появления на свет Лиодорушки. Матрена говорит мужикам, что среди баб они никогда не найдут счастливую, ведь ключи от женского счастья давным-давно потеряны.
Глава «Последыш», на мой взгляд, имеет символический смысл. Освобожденные крестьяне князя Утятина, прозванного ими последышем, вынуждены притворяться, что служат ему до сих пор. Барин тяжело переносил такое изменение, и его дети уговорили крестьян притворяться крепостными в обмен на пойменные луга, которые должны были стать собственностью народа после смерти князя. Отмена крепостного права, пророчившая крестьянам светлое будущее, мало что изменила в их жизни. Многие так и остались работать на бывшего барина, потому что другого способа прокормить семью они не имели. Свободные люди не могли изменить образ жизни из-за отсутствия сбережений и земли.
Произведение считается ключевым в творчестве Н. А. Некрасова. Всю жизнь ищущий справедливости поэт так и не смог ее найти. Как и герои его произведения не отыскали того, «кому на Руси жить хорошо». Возможно, если бы поэт смог воплотить замысел в реальность и завершил произведение, счастливый бы нашелся. Но не в крестьянском мире.