Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение на тему «Личность Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором кратко перечисляются черты характера героя, его взаимоотношения с другими персонажами, мировоззрение и суть теории, приведшей на каторгу.
«Преступление и наказание» признан лучшим философско-психологическим романом мировой литературы. Он создавался, когда в обществе пошатнулись нравственные ориентиры, основанные на идее Христа. Достоевский был против насилия. Своим романом он показал несостоятельность революционных идей. Революционеры призывали «к топорам», с помощью которых будет достигнуто всеобщее счастье. На примере главного героя Достоевский доказывает, что нельзя достичь счастья через насилие.
Родион Романович Раскольников – разночинец, бывший студент Петербургского университета. Учебу он вынужден оставить, так как находится в стесненных материальных обстоятельствах. Тех денег, что присылает мать, выкраивая из отцовской пенсии, ему не хватает.
Раскольников красив внешне: высокий, стройный, с тонкими чертами лица, прекрасными темными глазами. Он молод, умен, образован, но наделен гордыней непомерной. Его бедность достигла крайнего предела. Он живет в бедном районе города в небольшой комнате, похожей не то шкаф, не то на гроб. Но даже за такое жилье ему нечем платить. Он прячется от квартирной хозяйки, чтобы не слышать ее упреков. Хозяйкина прислуга Настя иногда подкармливает его остатками от еды других постояльцев. Одежда его обветшала и превратилась в лохмотья. Раскольников привык к этому, но встреч с бывшими знакомыми старается избегать.
Достоевский стремится показать характер героя с разных сторон. Он отличается противоречивостью. В его внутреннем мире постоянно идет борьба добра со злом. Автор, зная о двойственности человеческой натуры, показывает ее в образах героев произведения. Находясь в бедственном положении, Раскольников отдает последние деньги семье чиновника Мармеладова и помогает незнакомой девочке на улице. Он воспринимает чужую боль, как свою.
С первых страниц романа читатель понимает, что герой беден, но не смирился со своим положением. Он постоянно думает о каком-то деле. Постепенно через разные эпизоды Достоевский подводит к тому, что задумал Раскольников. Оказывается, он намеревается убить старуху-процентщицу. Причем, нажива здесь играет не главную роль. Герой называет это убийство пробой. Он хочет проверить, способен ли он на убийство. Проба является проверкой его теории, которая родилась под влиянием трудов Ницше. Отзывчивый, добрый человек по натуре, он хочет в этом убедиться странным, жестоким способом.
Суть теории Раскольников изложил в статье о преступлении, которую напечатал в одной из газет. Он считает, что все люди делятся на обыкновенных и «право имеющих». Обыкновенные «твари дрожащие» составляют большую часть населения земли. Это слабые люди, материал для размножения, их жизнь ничего не стоит. Они – исполнители и должны создавать условия для жизни. Другое дело – необыкновенные, выдающиеся люди. Их немного, они выделяются из общей массы талантами, особыми способностями. Им принадлежат достижения научно-технического прогресса, они изобретатели, первооткрыватели. Благодаря им, развивается цивилизация. Чтобы человечество двигалось вперед по пути развития, необыкновенные люди имеют право убивать, совершать преступления, если кто-то или что-то встанет на пути их «благородной» цели.
Пытаясь определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает совершить преступление. Его выбор падает на Алену Ивановну, которая живет за счет несчастий других людей, она берет драгоценные вещи в заклад. Подслушанный случайно разговор военного и студента озвучил его собственные мысли, так давно им вынашиваемые. Простая арифметика: спасение ста жизней хороших людей ценой одной никому не нужной вредной старушонки. Разговор в трактире, письмо матери о замужестве сестры, знакомство с Мармеладовым убедили героя в правильности его теории. Не особенно готовясь, он идет к старухе якобы отдать вещь в заклад, на самом деле, чтобы убить ее. Случайной жертвой стала блаженная сестра Алены Ивановы Лизавета, которая вернулась домой раньше времени.
Проба совершена, но страдания героя не уменьшаются. Он потрясен происшедшим, его мучает горячка, терзают сомнения в правильности содеянного. Награбленное, что было предназначено для добрых дел, он спрятал и не смог потратить. Он начинает понимать, что он обыкновенный человек. От своей теории герой отказывается не сразу.
Чтобы лучше понять личность Раскольникова, Достоевский окружает его двойниками и антиподами. Наиболее яркими являются Аркадий Иванович Свидригайлов и Соня Мармеладова. Свидригайлов соткан из пороков и добродетелей. Он говорит Раскольникову об их схожести, чем очень возмущает последнего. Аркадий Иванович делал Дуне Раскольниковой непристойные предложения, из-за него она лишилась работы. В то же время он пытается помочь Раскольникову, предлагая бежать в Америку, с уважением относится к Соне, дает деньги ее мачехе, оставляет Дуне наследство, чтобы она не выходила замуж без любви.
Соня Мармеладова торгует своим телом, чтобы содержать себя и помогает мачехе прокормить ее детей. Ее преступление приносит реальную пользу другим людям, в отличие от поступка Раскольникова. Соня понимает героя и принимает его таким, какой он есть. Она помогает ему встать на путь покаяния и приводит его к богу. Соня призывает его пройти через муки, чтобы вернуться к жизни другим человеком.
Раскольников сознается и идет на каторгу. Соня отправляется вслед за ним. Их вернула к жизни любовь: «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». На каторге Раскольников видит сон, в котором проявляются результаты его теории. Все люди начинают жить так, как им хочется, они считают себя умными и правыми и в то же время уничтожают друг друга. Этот сон убедил героя в ошибочности его теории. С этого началось воскрешение Раскольникова.
Достоевский показывает в романе губительность власти идеи над человеком. Бесчеловечная теория противопоставлена божественным заповедям. Герой чуть не погубил свою душу, поддавшись ошибочной идее. Достоевский относится с симпатией к персонажу. Раскольников прошел через страдание и вновь обрел себя. Это иллюстрирует собственные убеждения писателя, считавшего страдание залогом возрождения личности.