В кратком сочинении «Маленькие люди в романе «Преступление и наказание (Ф.М. Достоевский)» рассматривается место и роль «маленького человека» в общей картине произведения, его особенности под пером Достоевского.
Тема «маленького человека» появилась в литературе XIX века. Как сказал Федор Достоевский, «все мы вышли из Гоголевской «Шинели». Действительно, самым ярким образом «маленького человека» был Акакий Акакиевич из повести Николая Гоголя «Шинель». Достоевский продолжил традицию, развил эту тему и создал своих «маленьких людей». Ими переполнен его роман «Преступление и наказание».
«Маленьким человеком» в литературе называют бедного, низкого по статусу человека, который не занимает в обществе высокого места. Таковым в романе является главный герой Родион Раскольников, его мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня, семья Мармеладовых, студент Разумихин. В первую очередь стоит отметить атмосферу, в которой они живут. Петербург предстает пред нами, как грязный город, переполненный желтыми оттенками, вонью. Вся эта атмосфера угнетает людей, давит на них.
Главный герой Раскольников – бедный студент. Его комната настолько тесна и неудобна, что больше похожа на гроб. Сам он одевается хуже, чем другие бедняки, которых сплошь и рядом можно увидеть на петербургских улицах. Его бедная мать Пульхерия Александровна высылает ему деньги из крохотной пенсии, которую она получает после смерти мужа, для проживания в этом городе. Сестра Дуня вынуждена работать гувернанткой в богатых домах, терпеть издевательства, насмешки богачей только из-за того, что ей нужны деньги на проживание.
Помимо этого, в одном из писем, присланных матерью, Раскольников узнает, что Дуня жертвенно собирается связать свою судьбу с богатым Лужиным. А все из-за того, что тот, хотя и отвратителен ей, но богат. Дуня верит, что таким образом сможет помочь Родиону встать на ноги в Петербурге. Раскольников, как один из среды «маленьких людей», очень тонко чувствует все беды, переживания и страдания других. Выходя на улицу, он то и дело видел картины ужасной нищеты, которая где-то глубоко в сердце отзывалась в нем болью.
Знаковым для него стало знакомство с Семеном Захаровичем Мармеладовым. История этого человека оставила свой след в и так уже разъяренном сердце молодого студента. Мармеладов когда-то был титулярным советником, но все поменялось в его жизни, когда мужчину отправили в отставку. У него есть дочь Соня от первого брака и вторая жена Катерина Ивановна с детьми. Все они нуждались в еде, крыше над головой и элементарной одежде. Но Мармеладов так и не смог найти работу. Вся эта ситуация сломала его.
Вместо того, чтобы решить проблемы, Семен Захарович подался в беспробудное пьянство. Он пропивал буквально все, что попадалось ему под руки, вплоть до последних чулков жены. Мармеладов понимает глубину своего падения и не теряет человеческого лица, но не может ничего с собой поделать. Он изливает душу молодому Раскольникову. Семен Захарович признается, что ему было бы легче, если бы Екатерина Ивановна ударила его. Ибо когда она начинает безмолвно плакать, его сердце сжимается от боли.
Старшая дочь Мармеладова Соня во имя спасения своих родных жертвует собой и торгует своим телом. Отец, зная, какой ценой достаются эти деньги, все-таки не брезгует брать их и пропивать. Все вокруг смеются над ним, его жены и дочери. Никто не испытывает сострадания к этому «маленькому человеку». На самом деле Мармеладов глубоко несчастный человек и имеет право хотя бы на мельчайшее сострадание.
В его уста Достоевский вкладывает фразу, которая звучит лозунгом всего романа: «Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? – вдруг припомнился ему вчерашний вопрос Мармеладова, – ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Это страшное чувство одиночества угнетает «маленького человека». Этот мир беспощаден к таким людям. Мир, где молодая тридцатилетняя глубоко несчастная Екатерина Ивановна погибает от чахотки, где совсем юная Сонечка вынуждена торговать своим телом, чтобы прокормить семью, а дети Мармеладовых растут в нищете, без крошки хлеба и остаются сиротами.
Но, несмотря на все страдания, «маленький человек», по убеждению Достоевского, возвышается над другими благородством и чистотой своей души. Такие люди «маленькие» только в социальном положении, а в моральном и духовном плане они «большие». Их счастье спрятано в любви к другим людям. Они способны на это чувство, живут для того, чтобы помогать другим.
Ярким примером является образ Сони Мармеладовой. Девушка знает, что, как и Раскольников, преступила через закон. Но она никогда бы себе не позволила убить человека. Соня раскаивается в своем грехе, хотя в этом жестоком мире у нее нет выбора. Тем не менее, Соня – идеал благородства и внутренней чистоты. Она в романе выступает защитницей всех «униженных и оскорблённых». Её не сломила эта грязь, вонь и темная, беспросветная земная жизнь. Соня умеет любить и именно в этом видит смысл своего существования.
Она принимает Раскольникова даже после того, как узнает о его преступлении. Ей жаль этого молодого человека, который пытался стать «кем-то» через убийство. Сам Родион Романович поражается ее светлой душе и пытается понять, как можно, отрекшись себя и испытав все ужасы этой жизни, оставаться таким светлым человеком. Сам Раскольников оступается, выбрав путь лжи и убийства, а не любви и жизни. Но в конце он все же приходит к истине. Его преступление стало для него же наказанием.
Любовь и сострадание Сони изменили его и открыли глаза на истинный путь. Для меня Соня – ангел во плоти. В своей любви к людям она возвышается над всеми несправедливостями этого земного мира и помогает таким, как Раскольников, увидеть в грязной огромной луже чистые яркие звёзды.
Образ «маленького человека» буквально кричит от боли, страха, одиночества, безысходности со всех страниц романа «Преступление и наказание». И все же, несмотря на незавидное положение «маленьких людей», у них есть самое главное: богатый внутренний мир, умение любить и сострадать. Именно благодаря этим качеством ярлык «маленького человека» висит на них только в обществе. Достоевский прочувствовал все эти страдания на себе. Автор преклоняется перед страданиями таких людей и возвышает их над всеми возможными материальными благами.