Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Сочинение: Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) Сочинения по литературе

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раскрывающее истинное лицо высшего света Москвы начала 19 века.

Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века.  Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.

В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.

Наиболее яркими представителями дворянской Москвы являются Фамусов, Молчалин, Скалозуб.  Все москвичи похожи между собой, говоря словами Фамусова, «на всех московских есть особый отпечаток».

Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.

Идеалом Павла Афанасьевича является его дядя Максим Петрович. Он был очень богатым человеком, имел много людей в услужении, даже ел из золотой посуды. Дядя многократно награжден орденами за неизвестные заслуги перед Отечеством. Он всю жизнь служил при дворе и был в милости. Заслужил он свой почет тем, что упал нечаянно при царице. Она улыбнулась. Тогда он упал снова уже нарочно. Царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», — резюмирует Фамусов. Еще об одном почтенном камергере, ныне почившем, он говорит, что его жизнь достойна похвалы. Заслугами покойного является то, что он сам был богат, женился на богатой, помог сыну получить высокую должность.

Фамусов убежденный крепостник. Он ненавидит просвещение, считает, что книги приносят вред. Грибоедов запечател в нем черты реакционно настроенного чиновника. Каждый день Фамусова наполнен «важными» делами. Во вторник он приглашен на форель, в четверг должен быть на погребенье, в один из дней на крестинах.

Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.

Алексей Степанович относится к тем редким исключениям, которых Фамусов считает «чужими» на службе. Он не родственник Фамусову. Хочется добавить «пока», потому что Молчалин метит в зятья. Павел Афанасьевич ценит его деловые качества. Молодой человек умеет услужить и таким способом двигается по карьерной лестнице. Сам он отмечает у себя два таланта: «умеренность и аккуратность».

Кроме того, он входит в доверие к влиятельным людям, они ему оказывают покровительство. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свое суждение иметь», нужно «зависеть от других», чтобы в дальнейшем получить должность. Молчалин является тайным любовником Софьи. Он не любит ее, но брак с ней поможет ему в карьере. Он в своих делах не руководствуется чувствами, во всем виден только холодный расчет. Молчалин стал символом лакейства и подлости.

Еще один человек, которому благоволит Фамусов, — полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он соответствует всем критериям достойного человека, которые существуют в московском обществе. Скалозуб богат, метит в генералы. Причем, на пути к цели он не гнушается никакими способами, хотя считает себя честным офицером. Он руководствуется в своих действиях идеалами «века минувшего». Цель его службы заключается не в защите Родины от врагов, как должно быть, а в достижении званий и орденов.

Вся жизнь Скалозуба связана с армией, он и образование получал в казарме. Его речь изобилует военными терминами, он обо всем судит с армейской точки зрения. Иногда это доходит до абсурда и создает комический эффект. На вопрос Фамусова о степени родства с Настасьей Николавной он отвечает: «Мы с нею вместе не служили». По мнению Софьи, он слова умного ни разу не сказал. Иными словами, Скалозуб – образец аракчеевской армейской среды. Его облик не является карикатурой, он правдиво отражает армейскую элиту того времени.

Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время  в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.

Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.

Все персонажи, собравшиеся в доме Фамусова, говоря словами И. А. Гончарова, отразили всю Москву, «ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедов отмечает бездушие своих персонажей. Они спрятались под масками добропорядочных людей, а под масками пустота.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий