Сочинение на тему: «Описание внешности Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: «Описание внешности Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сочинения по литературе

Сочинение на тему «Описание внешности Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», представленное на нашем сайте, помогает разобраться в особенностях создания портрета в произведениях автора, кратко проследив изменение состояний и ощущений героя.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создает образы персонажей, помогающие раскрыть идейное содержание произведения. На достижение этой цели работает все: портрет, речь, поступки, мировоззрение героев, интерьер.

Главным персонажем является Родион Романович Раскольников. Это молодой человек двадцати трех лет. У него тонкие черты лица, волосы темно-русые. Он тонок, высок, строен. Его черты не испорчены пороком, ничто не указывает на жестокость или злодейство в  его характере. Достоевский обращает внимание читателя на прекрасные темные глаза, взгляд которых не вызывает страха. Словом, герой имеет очень привлекательную внешность, что составляет контраст с тем, что он совершит в дальнейшем.

Гордая, прямая осанка героя не соответствует его одежде, которая уже давно превратилась в настоящие лохмотья. Он живет в таком районе, что своим нарядом он не может никого удивить. Здесь на это просто не обращают внимания. У Раскольникова нет средств к существованию, он раздавлен нищетой. Молодой человек, казалось бы, даже смирился со своей участью и не стыдится того, как он выглядит. Исключение составляют встречи со знакомыми людьми, но он старается их избегать. В то же время Достоевский указывает на то, что в его душе поселилось злобное презрение к себе и к окружающим.

Страх вызвало у него восклицание пьяного человека, который назвал его немецким шляпником. Он в испуге схватился за высокую, круглую шляпу. Она тоже была изрядно потрепанная, выцветшая, в дырах и пятнах. Но не из-за ее вида он заволновался, а из-за того, что шляпа была приметная. По ней его могли бы узнать, она могла быть уликой против него, а Раскольников собирался совершить не много ни мало убийство.

Использование приема противопоставления внешнего и внутреннего характерно для творчества Достоевского. Автор подчеркивает двойственную природу человека, что в философском мире писателя занимает важное место. Человек грешен изначально, добро уживается со злом, попеременно одерживая верх в человеческой натуре. Под внешней привлекательностью Раскольникова притаился убийца.

По ходу развития действия в портрете Раскольникова проявляются черты, говорящие о его внутреннем конфликте и разобщенности с миром. Прочитав письмо матери, он побледнел, лицо исказила судорога, «и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». Автор в нескольких словах обозначил, что это не смирившийся с несчастной участью человек. Внутри него бушуют нешуточные страсти, читая об этом, понимаешь, что этот человек способен на что угодно. Достоевский прямо говорит, что Раскольников готов был убить Лужина, за которого сестра собралась выйти замуж. Он не мог позволить, чтобы сестра продала себя этому подлому человеку. А в том, что он подлец, Родион не сомневался.

Письмо сильно его потрясло, он не мог сидеть на месте и вышел на улицу. Встречные принимали его за пьяного. Его походка была неверной, он ухмылялся время от времени и вел внутренний диалог с сестрой и матерью, на что указывали шевелящиеся губы. С этого момента им овладело болезненное состояние, внешне проявляющееся в том, что он то вздрагивал, то оглядывался кругом, то снова становился тихим и задумчивым. Лицо стало еще бледнее, глаза горели, он был весь в напряжении, как натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть. Ему казалось: кто-то может подслушать его мысли. Он мог часами сидеть без движения. Когда приходил в себя, не мог вспомнить, о чем думал и думал ли вообще.

В день убийства он трясущимися руками пришил петлю к своему ветхому пальто. Оно было широкое, похожее на мешок, топор под мышкой был незаметен. Эту деталь он продумал давно. К старухе-процентщице бывший студент отправился тихой степенной походкой, совершенно не соответствующей его внутренней дрожи. Он старался ни на кого не смотреть, чтобы не привлекать внимания. Когда Раскольников вошел в подъезд, шаги его стали еще тише и осторожнее. Старуха, впустив его, заметила бледность и трясущиеся руки. Она не придала этому значения, вероятно, к ней приходило много людей, дошедших до такого состояния.

Описывая сцену убийства, Достоевский не останавливается подробно на элементах внешности героя. Его больше интересует внутренние движения Раскольникова, его мысли, чувства, эмоции. Совершив убийство, Раскольников усмехнулся тому, что ему все еще хотелось убежать отсюда. Он понимал, что он не хладнокровный убийца, и то, что он сделал, неправильно. Но отказаться сразу от своей теории, которая давала некоторым людям право на преступление, герой не мог. Он мог только признать, что он обычный человек, в отличие от Наполеона.

Раскольников пришел домой, как в тумане, плохо осознавая происходящее. Не раздеваясь, он упал на диван и забылся тяжелым сном. Проснувшись на следующий день, он осмотрел одежду. Только внизу на панталонах он заметил следы запекшейся крови. Ножом он срезал ткань со следами преступления.

На его лице усугубились следы болезненного состояния: бледность стала еще сильнее, глаза воспалились. Эти две детали Достоевский подчеркивает на протяжении всего произведения. Бледность в произведениях прошлых лет говорила о благородном происхождении. Раскольников и впрямь нередко вел себя как благородный человек. Воспаленные глаза указывают на бессонные ночи и душевные муки, которые непрерывно испытывает герой. Эти художественные детали помогают понять, что преступление Раскольникова – чудовищная ошибка. Автор явно сочувствует своему герою и пытается вызвать понимание у читателей.

Эту мысль подтверждает его портрет в эпизоде встречи с Пульхерией Александровной и Дуней. Бледность, угрюмость, беспокойство движений выдавали его внутренние страдания.  Он похож на раненого человека, испытывающего сильную боль: «брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный». Его лицо на миг посветлело, когда он увидел родных. Он понимает, что между собой и родными он проложил своим поступком огромную пропасть.

Достоевский в романе использует «метод двукратного портретирования», говоря словами В. Я. Кирпотина. В начале романа он дает развернутый портрет Раскольникова, потом фиксирует ощущения и состояния. Портрет описывает внешность, словно смотришь на чужого человека со стороны. Остальные детали открывают внутреннюю сущность героя. Такой способ описания внешности приближает героя к читателю, он связывает портрет с идеей произведения, взглядами самого писателя.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий