Сочинение «Немая сцена в пьесе «Ревизор» (Н.В.Гоголь)»

Сочинение Сочинения по литературе

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение «Немая сцена в пьесе «Ревизор» Н.В.Гоголя», в котором мы не только расскажем об эффекте и персонажах немой сцены, но и сделаем выводы о ее роли в композиции произведения.

Одно из самых интересных новаторских находок Н.В.Гоголя в комедии «Ревизор» – немая сцена, которая завершает пьесу. После уезда Хлестакова, принятого городскими чиновниками за ревизора, высшие круги уездного города спешат в дом к городничему, чтобы поздравить его с удачным сватовством Хлестакова. Здесь и застает их известие о приезде настоящего ревизора. Оно было настолько неожиданным для собравшихся, что они застывают на полторы минуты в нелепых позах. Заключительная немая сцена вызвала в литературе самые разные суждения сразу после появления произведения. В.Г.Белинский отмечал, что она органично замыкает целостность пьесы, А.Воронский считал ее символическим выражением умерщвления, когда на смену живым, веселым героя «Вечеров на хуторе близ Диканьки» приходят марионетки, манекены, «живые трупы».

Чтобы понять замысел автора, предлагаем еще раз внимательно рассмотреть всех участников немой сцены. Вот в центре расположился городничий с распростертыми руками и закинутой назад головой, он будто вопрошает у Бога, почему так случилось? Анна Андреевна и Марья Алексеевна так напуганы, что «устремились» к отцу семейства, чтобы найти в его лице защиту. Шпеков, почтмейстер, становится похож на вопросительный знак. Он не понимает, как все могли допустить такую досадную ошибку. Хлопов вовсе «потерялся самым невинным образом», будто хочет спрятаться от всего происходящего. Далее видны три дамы с сатирическими лицами. «Каково-то теперь вам будет, голубчики?» — словно говорит их поза.  Земляника наклонил голову, прислушиваясь к чему-то и раздумывая, как выйти из этой истории чистым, без потерь. За Земляникой судья Ляпкин-Тяпкин присел от неожиданности почти до земли, а его губы сложились так,  будто сейчас просвистят или скажут: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Затем идет Коробкин, который прищуренным глазом смотрит на зрителя с каким-то намеком на городничего.У края сцены Бобчинский и Добчинский устремились навстречу друг другу, чтобы найти защиту и утешение друг у друга.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что персонажи немой сцены расположены в иерархическом порядке: в центре городничий, рядом с ним его семейство, далее идут городские чиновники, а прочие гости – у самого края сцены, на заднем плане. Такое расположение не случайно. Автор показывает верхушку пирамиды уездного города, будто подчеркивает, кто больше всех виноват в непорядках и беззаконии. Самый сильный удар от страшной вести о прибытии ревизора пришелся по самой верхушке пирамиды и, немного теряя в своей силе, распространился на более низкие слои. Поза каждого персонажа зависит от силы потрясения. Она возрастает в зависимости от вины героя. Страхом скованы все, независимо от того, был ли он отягощен «преступлением» или просто наблюдал за «преступлениями» других.

Сам  Н.В.Гоголь писал, что немая сцена не будет иметь никакого эффекта до тех пор, пока не поймут, что это не просто немая сцена, а она должна представлять «одну окаменевшую группу». Окаменение выражает, по мнению автора, особую, высшую форму страха, вызванную каким-то странным, непостижимым событием. Это высшая форма страха во много раз больше, чем тот страх, который чиновники испытывали, когда только узнали о приезде ревизора. Они понимают, что угождали они совершенно постороннему человеку, а настоящий ревизор, возможно, молча наблюдал за их нарушениями по службе и может о них донести вышестоящему начальству. Их страх оправдан.

Сцена дается автором в тот момент, когда общность героев, вызванная ситуацией с ревизором, могла распасться, но благодаря этой сцене удерживается, не распадается. Они вновь оказываются в одной связке.

Таким образом, немая сцена не просто завершает комедию, а несет в себе очень важную смысловую нагрузку. Она является ключевой в понимании общего смысла комедии, позволяет читателю и зрителю в течение полутора минут рассмотреть всех героев и сделать свои выводы. Немая сцена – это намек на торжество справедливости. Автор предупреждает: сколько ни твори беззакония, несправедливости, а возмездие не заставит себя ждать.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий