Сочинение: Образ маленького человека в рассказе «Тоска» (А.П. Чехов)

Сочинение: Образ маленького человека в рассказе «Тоска» (А.П. Чехов) Сочинения по литературе

В кратком сочинении на тему «Образ маленького человека в рассказе А. П. Чехова «Тоска» отмечается новый подход писателя к традиционной теме русской литературы: в рассказе нет обреченности. Несмотря на несчастье, случившееся в жизни главного героя, он звучит жизнеутверждающе.

Первооткрывателем темы «маленького человека» в русской литературе стал А. С. Пушкин. Его «Повести Белкина» знакомят читателей с несколькими представителями этого класса. Тема была подхвачена русскими писателями, представителями реалистического направления в литературе.

Героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является извозчик Иона Потапов. Произведение начинается с описания природы. Идет мокрый снег, лениво кружась в воздухе. В городе наступает вечер, зажигаются фонари. На фоне этой безмятежной картины неподвижные, словно фонари, стоят Иона и его лошадь, белые, «как привидения». Они очень одиноки в этом мире, оба погружены в свои думы. Снег засыпал Иону, но он не замечает этого. Пока в деревне нет важных дел, Иона приехал из деревни на заработки вместе с сыном. Сын заболел и умер, горе согнуло отца и сделало его неподвижным. Он с утра стоит, ожидая седоков, а их все нет.

Вечер приносит долгожданных клиентов. Иона отрывается от безрадостных дум и неуклюже пускается в путь. Он плохо понимает, куда править. Чехов дает понять, что и лошадь, и ее хозяин чужие на городской улице. Военный, севший в сани, острит по этому поводу: «Какие все подлецы! Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть».

Иона невпопад говорит ему, что у него умер «сын на этой неделе».  Военный немного растерялся, но острить перестал. Извозчик оглядывается, надеясь на продолжение разговора, но седок закрыл глаза и не намерен поддерживать беседу. Иона «высадил его на Выборгской», и снова они с лошадью замерли под мокрым снегом на несколько часов.

Неподвижность Ионы нарушают трое седоков. Они дают мизерную цену, но и извозчик соглашается. Деньги для него не имеют значения, только бы не быть одному. Молодые люди ругают Иону за то, что он плохо правит. Для него их ругань является волшебными звуками, она избавляет его от одиночества, у него отлегло от груди. Он хочет поделиться своим горем с молодыми людьми, но оказалось, что «веселые господа» не большие охотники слушать грустные истории.  К тому же, они уже приехали.

Иона осматривает толпу, не найдется ли человека, который выслушает его. Ему хочется выговориться, поделиться своим горем, облегчить душу. Хоронить своих детей тяжело. Он понимает, что на все Божья воля, и в то же время считает, что смерть ошиблась дверью. Фигура Ионы настолько ничтожна, что в толпе никто не обращает на него внимания. Тем более неведома людям тоска, поглотившая его душу. Она же настолько велика, что если бы лопнула грудь Ионы, то тоска залила бы весь свет. Такая большая тоска поселилась в душе «маленького человека». Ему невыносимо терпеть ее. Он обращается к дворнику в надежде найти доброго собеседника. Дворник отмахивается от него, Иона отъезжает, «изгибается и отдается тоске». Он теряет надежду найти в людях сочувствие.

Только одному вовсе плохо, он рвется к людям и едет на постоялый двор. Сидя в тепле, он приходит к философскому заключению, объясняющему истоки его тоски. У человека должно быть дело, тогда не будет в его душе тоски. Если человек «и сам сыт, и лошадь сыта», то душа его спокойна.  Иона делает последнюю попытку разделить с людьми свою беду и говорит молодому извозчику о том, что сын умер. Старик наблюдает за тем, «какой эффект произвели его слова». Парень накрыл голову и уснул.

Душа Ионы мечется, горе ищет выхода. Неделя прошла с того дня, как умер сын, а он еще никому не рассказал об этом. Думать о том, как умирал сын, Иона не может, жутко становится. Старику необходим слушатель, который выразит сочувствие, сострадание. Извозчик идет проверить, как там лошадь. В ней он находит самого благодарного слушателя и рассказывает ей о своем сыне.

Чехов с теплотой говорит о своем герое. Он понимает его горе и показывает равнодушие людей. Рассказ начинается с того, как извозчик и лошадь стоят на улице и размышляют каждый о своем. В конце автор объединяет их мысли, в них поселилась тоска. Они становятся одним целым в этом чуждом для них мире. В городе не нашлось ни одного человека, который бы разделил боль Ионы.

В рассказе, наряду с темой «маленького человека», Чехов поднимает проблему человеческой разобщенности. Эпиграфом автор взял слова «Кому повем печаль мою?». Единственным существом, кому Иона смог рассказать о своей печали, оказалась лошадь. Сердца людей закрыты, чужды состраданию.

Чехов сочувствует своему герою, он показывает его одиночество, неприятие его миром людей. В отличие от героев Гоголя и Пушкина,  Иона не так одинок. У него есть лошадь, которая его слушает. Они есть друг у друга, поэтому жизнь продолжается. Кончится эта несчастливая зима, и они вернутся в деревню, где осталась Анисья, дочь Ионы.

Чехов, как и его предшественники, показывает читателю внутренний мир «маленького человека», наличие у него души, которая может болеть, тосковать, страдать. Его произведение отличается добротой и жизнеутверждающими интонациями.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий