Образ Натальи в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Сочинение: Образ Натальи в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов) Сочинения по литературе

Литеровед предлагает краткое сочинение на тему «Образ Натальи в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором ключевой характеристикой образа является борьба героини за женское счастье, приверженность семейным традициям.

«Тихий Дон» — это народный эпос эпохи начала XX века. Мысль семейная занимает в романе-эпопее не последнее место. В центре изображения судьба рода Мелеховых. В семью Пантелея Прокофьевича входит Наталья Коршунова, став женой младшего сына Григория. В ее образе Шолохов воплотил светлый женский идеал. Наталья близка главе семьи своей одержимостью создания и сохранения семейного очага. Ее чувства к Григорию составляют основу ее характера, в нем вся ее жизнь.  

Шолохов начинает повествование с предыстории рода, когда Прокофий Мелехов привозит с войны турчанку-жену. Он уходит от отца, начинает жить своим хозяйством вдали от всех, особняком. Казаки, обвинив турчанку в колдовстве, избивают ее. Произведя на свет сына Пантелея, она умирает. Став взрослым Пантелей Прокофьевич женился, у него родилось трое детей. Семья много значила в его жизни, он заботился обо всех домочадцах, нес ответственность за их судьбы. Уже в первых главах романа мы видим, как он переживает о нравственном облике Григория, который засматривается на жену соседа. Пантелей Прокофьевич дорожит добрососедскими отношениями, не потворствует разрушению чужой семьи. Это объединяет его с молодой снохой.

Мелеховы взяли Наталью из богатой семьи. Это был выбор Ильиничны, матери Григория. К Наталье сваталось много женихов, но никто ей не нравился. Только Григорий, говоря словами матери, «дюже к сердцу пришелся». Наталья была любимицей у отца, полюбили ее как дочь и в новой семье.  Только у Григория к молодой жене не было любви, перед глазами стояла соседка Аксинья Астахова. Эта колдовская любовь сломает жизнь Наталье.

Героиня выходит замуж по любви, имея перед глазами пример крепкого союза отца и матери. Следование семейным традициям у нее в крови. Она мечтала о такой же семье с Григорием. Замужество, вопреки ожиданиями, обрекло ее на вечное одиночество, немного счастья выпало на ее долю.

Не прошло и года после свадьбы, а Григорий сказал Наталье жестокие слова: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся». Наталья сначала плакала, потом и вовсе собралась уйти к родителям. Пантелей Прокофьевич попробовал заступиться за невестку, но сделал только хуже. Григорий ушел из дома с Аксиньей. Этот поступок стал крушением семейных традиций, хранителем которых был отец. Это событие в одной частной семье совпало с разрушением казачьих традиций, началом войны, революции. Пантелею Прокофьевичу стыдно за поступок сына, больно за то, что он ослушался его воли, нарушил единство семьи. Они с Ильиничной жалели Наталью, ругали Григория.

Наталья потрясена случившимся до глубины души. Трудно измерить ту боль, которая жгла ее душу. «Как колесом перееханная», — говорит она отцу, описывая свое состояние. Она вернулась в родительский дом, хотя в глубине души надеялась, что Григорий вернется к ней. Ее терзала тоска, «незаслуженная обида». В семье родителей у нее появляются другие проблемы. Брат Митька проникся к ней отнюдь не братским чувством. Он смотрел на нее масляными кошачьими глазами и подстерегал в безлюдных местах.

Наталья испытывала стыд перед людьми «за свое неопределенное положение». Она написал Григорию письмо, в котором спрашивала, не одумался ли он, просила дать ей совет, как ей теперь жить. Наталья выступает здесь на стороне Пантелея Прокофьевича, придерживаясь семейных устоев, согласно которых муж – глава семьи, несущий ответственность за жену, детей, дом. Несмотря на то, что Григорий пренебрег своими обязанностями, своим долгом, Наталья не отказывает ему в праве, решать ее судьбу и судьбу их семьи. Для нее клятва, данная в церкви перед ликом бога, является священной.

Героиня не обвиняет мужа ни в чем, она терпеливо ждет его решения. Когда же она получила краткий, бесчувственный ответ, состоящий из нескольких слов «Живи одна», в сердце ее вошло что-то «зубчато-острое». Она еще пытается справиться с собой. Принарядившись, она идет в церковь. Случайно Наталья слышит сплетни, которые плетут за ее спиной. Это стало последней каплей. Она прибежала домой, взяла косу и резанула острием по горлу. Жизнь ее спасли, но шея осталась искривленной.

На радость Мелеховым Наталья вернулась в их дом. Она верит, что дождется Григория, восстановит разрушенную семью, родит детей. И сделать это ей удастся только здесь. В этом доме у нее есть союзники в лице свекра и свекрови. Благодаря им она возвращается к жизни. Она понимает, что если будет под их защитой, то никто не посмеет распускать о ней грязные сплетни.

Долог и труден путь Натальи к созданию семейного очага. Ее преданность, верность не только Григорию, но и всей семье Мелеховых подкупает возвышенностью чувств. Наталья полюбила своих новых родственников. Она с нежностью смотрит на свекра, черты которого напоминают ей Григория. Даже Дарья, называвшая ее старушкой и ревновавшая к ее красоте, в конце концов, сдружилась с ней и делилась рассказами о своих похождениях. Наталья не осуждала старшую сноху, только предупреждала, что ничем хорошим это не кончится. А когда свекор наказал Дарью вожжами, даже сочувствовала ей.

Она уважает родителей, мужа, с заботой относится к детям. Красивая, хозяйственная, она подходит Григорию как никто другой. Если бы не связь его с Аксиньей, они всю жизнь прожили бы душа в душу. Грешная, колдовская страсть Григория и Аксиньи отняла у Натальи радость семейного счастья. Лишился ее и Григорий. Он всю молодость метался между двумя любящими его женщинами, лишившись в итоге обеих.

Наталья любит Григория просто, с полной самоотдачей, всепрощающе. В то же время она не оправдывает его ухода к Аксинье после свадьбы. Он, походя, разрушает две семьи ради страсти. Наталья, как умеет, пытается соединить «отрезанную краюху». Гонимая неизбывной тоской, она идет к Аксинье и просит ее отказаться от Григория. Шолохов подчеркивает, насколько тяжел для нее этот шаг. Она испытывает неизъяснимую нравственную муку. Никому в семье она не говорит, куда пошла. Дарье и Дуняшке пришлось солгать, что пошла к родителям. Это претило ее натуре, она не выносила лжи. На протяжении романа не раз подчеркивается нравственная чистота героини.

Материнство украсило Наталью: «расцвела и похорошела она диковинно». Ее переполняет гордость за то, что она родила сына, продолжателя рода Мелеховых. Григорий впервые разглядел ее, «красивая баба, в глаза шибается…» Он счастлив в родном доме, со своей семьей. От добра добра не ищут, стоило бы и Григорию забыть об Аксинье. Зная о легком нраве Дарьи, он думает о возможной измене жены, что неприятно отзывается в душе. Наталья очень бы удивилась этим мыслям Григория. Она не сводит с мужа влюбленных глаз. Для нее никого, кроме Григория, не существует в жизни.

Тем больнее было очередное предательство мужа. Отчаяние, горькая обида затмили в ней любовь. Она избавляется от беременности, сказав, что не хочет больше рожать от Григория. Этот ее поступок трудно понять и объяснить. Возможно, она и сама до конца не осознавала, какой грех задумала совершить. Убитый ею во чреве ребенок не виноват был в той боли, которую причинил ей муж. Не он должен был платить своей жизнью за измену отца. Поторопилась Наталья отказаться от своей любви, ревность и гордыня притупили в ней все остальные чувства. Не смогла она понять, что сердце Григория открылось ей навстречу после прожитых вместе лет.

Перед смертью Наталья простила Григория. Она выбрала Мишатку посланцем доброй воли, чтобы передать свое последнее послание. Она просила поцеловать Григория за нее. О чем еще она просила, Мишатка забыл, да это и не важно. Важно то, что в последнюю минуту она думала о муже и детях с любовью и заботой.

Образ Натальи олицетворяет собой вечные ценности: семью, любовь, материнство, родной дом. Рушится мир вокруг, это не могло не отразиться на судьбах людей. Верующая Наталья совершает страшный грех, попирая, как и Григорий, семейные традиции. Она платит за это своей жизнью.

На протяжении всего романа она противопоставлена Аксинье. Страстная, но непостоянная любовь одной и верность, преданность другой сталкиваются в непримиримом поединке. Греховная связь Григория с Аксиньей противостоит освященному богом союзу с Натальей. Отказ от любви убивает Наталью. Но умирает и Аксинья, получившая, наконец, шанс стать законной женой Григория. Шолохов лишает ее этого права не случайно. Автор, таким образом, обозначает свою позицию в пользу Натальи. Семья, семейные традиции, домашний очаг, родная земля – это главные ценности в жизни человека. Эти ценности воплощает в себе Наталья.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий