Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Образ Николая Петровича в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», в котором раскрываются черты характера героя, его место в системе персонажей.
Действие в романе «Отцы и дети» происходит в 40-е годы 19 века. С этим периодом русской истории связывают атмосферу высокой духовности русского общества. Проблема отцов и детей в произведении Тургенева рассматривается на двух уровнях. Во-первых, это связь двух поколений, во-вторых, общественно-политический конфликт либералов и революционных демократов. Персонажи в связи с этим делятся на два лагеря, наиболее многочисленным из которых является лагерь отцов. К нему принадлежит и Николай Петрович Кирсанов, помещик, дворянин и мечтатель. Этот герой не произносит громких речей, и, тем не менее, играет важную роль в идейном содержании романа.
На начало действия произведения Николаю Петровичу сорок четыре года. У него приятные черты лица, легкий характер. Он уже слегка сгорбился, поседел. Герой живет в деревне Марьино с братом Павлом, ожидая приезда сына из Петербурга.
Тургенев рассказывает предысторию персонажа, начиная с детских лет. Отец его был военным, дослужился до генеральского чина. Его отличал грубый, но не злой нрав. Будучи сам полуграмотным человеком, он сумел дать детям хорошее воспитание. До четырнадцати лет Николай Петрович вместе с братом Павлом получал домашнее образование, как и большинство дворянских детей. Его окружали гувернеры, адъютанты и прочие «полковые личности». Мать его Агафоклея Кузьминишна относилась к женщинам, которых в народе зовут «командирша». Она жила в свое удовольствие.
Николаю Петровичу отец прочил военное будущее, но случилась неприятность. Юноша сломал ногу, оставшись хромым на всю жизнь. Отец пустил его по штатской линии и отправил учиться в университет, который сын успешно окончил кандидатом в 1835 году. В этом же году родители переехали в Петербург. Вскоре отец внезапно умер от удара, мать пережила его ненадолго. Николай Петрович к тому времени успел влюбиться в дочь чиновника, у которого снимал квартиру. Она была девушка образованная, у них нашлось немало тем для бесед. Выждав срок траура, они обвенчались и уехали в деревню.
Вскоре у молодых родился Аркадий. Супруги жили очень дружно, редко расставались, пели дуэты, занимались хозяйством. Десять лет пролетели незаметно. Смерть жены была для Николая Петровича большим ударом, он с трудом оправился от него. Только врожденное жизнелюбие спасло его и заставило продолжить жить. Он один воспитывал сына, старался быть ему не только отцом, но и другом. Когда Аркадий стал студентом, Николай Петрович приезжал к нему в Петербург, жил с ним в квартире, встречался с его друзьями, прислушивался к их разговорам, старался не отставать от молодых. По его словам, у него «особенные принципы насчет отношений отца к сыну». Воспитание Аркадия подтвердило верность этих принципов. Сын уважает отца, считает себя не вправе осуждать его поступки.
Прошло больше десяти лет после смерти жены, Николай Петрович не перестал скорбеть о ней, но время делает свое. Он полюбил Фенечку, дочь своей экономки. После неожиданной смерти матери, девушка заняла ее пост, а вскоре родила Николаю Петровичу сына Митю.
Герой ведет, как он сам говорит, «фермерский» образ жизни, считает, что нужно покупать машины, чтобы обрабатывать землю. Он следит за политикой государства, работой различных комитетов, обо всем имеет свое мнение. Недавно он завел новый порядок в хозяйстве. Только жизнь его убеждает, что без жесткого контроля над крестьянами невозможно создание фермы. Попытки улучшить их жизнь не имеют успеха. Несмотря на неудачи, герой не унывает, но часто задумывается о том, что нужны деньги на его нововведения, а их нет. Павел Петрович считает его трудолюбивым, но непрактичным человеком. Не всегда соглашаясь с братом в вопросах ведения хозяйства, он всегда помогал Николаю Петровичу деньгами.
По характеру Кирсанов очень добрый человек. Он любит природу, любуется ею. Тургенев подчеркивает созвучие движений души Николая Петровича и состояния природы. «Как хорошо, Боже мой!» — восклицает он, находясь в любимой беседке. Он любит здесь сидеть, мечтать, вспоминать молодость, читать стихи. Он доволен своей жизнью. У него есть семейное гнездо, высокие принципы, благородство, он правильно понимает жизнь.
Николай Петрович любит своих родных, переживает за них. Он всех старается понять, никого не осуждает. Когда между Павлом Петровичем и Базаровым возникает конфликт, он старается примирить их. Он так же, как брат, противник нигилизма, но считает, что его аргументы не смогут убедить спорщиков. Его представления о гармоничном существовании доступны только его развитой душе, которой лишены и Павел Петрович и Базаров.
Характер Николая Петровича в начале романа контрастирует с личностью нигилиста. Он пожилой, романтичный человек, замкнут на семье, хозяйстве, восхищается искусством. Базаров самонадеян, у него большие планы, о которых, впрочем, он не распространяется. В конце романа Евгений уже не выглядит так уверенно. Зато ничего не меняется в спокойном течение жизни Николая Петровича. Возможно, он достиг той степени житейской мудрости, которая помогает определить свои стремления и цель жизни.
Николай Петрович не кричит о своих взглядах, принципах, не пытается никому ничего доказать. Он не тратит на это время, а просто изменяет жизнь в тех пределах, в каких ему хватает сил и способностей. Он в своем имении самостоятельно принимает решения, по-своему строит отношения в семье, вносит изменения в хозяйственные отношения с крестьянами. Он пытается вести хозяйство по-новому, следуя науке. Что-то получается, что-то – нет. Николай Петрович не сидит без дела, не скучает, не испытывает разочарования и апатии. В нем сохранился интерес к жизни. Он достоин уважения и как человек, и как дворянин. Тургенев пытается донести до читателя мысль, что сильная личность – это не всегда неординарность и вызывающее поведение. Сила Николая Петровича в его гармонии, интеллигентности и душевном благородстве.
Тургеневу глубоко симпатичен его герой, хотя он отмечает его недальновидность и беспомощность перед надвигающимися переменами. Автор называет его «стареньким романтиком», словно намекая на то, что прошло время дворян, на смену идет новый правящий класс. Он критикует дворянство и переживает из-за того, что исчезнет та высокая культура, носителем которой является Николай Петрович.