В кратком сочинении на тему «Общество в романе «Война и мир» показано социальное деление общества начала 19 века на сословия, от императора до крестьянина, раскрываются основные черты каждого слоя населения, их взаимосвязь.
Действие романа-эпопеи Л. Н.Толстого «Война и мир» начинается в 1905 году. Писатель изображает жизнь русского общества начала 19 века. Персонажи живут на страницах произведения и отражают эпоху.
Всех героев можно условно разделить на несколько групп. Первым критерием является их социальное положение. На одном уровне находится высшая и средняя аристократия, на другом – простой народ. Второй критерий рассматривает героев на уровне жизненной правды и художественного вымысла. В романе действуют исторические и вымышленные персонажи. Третий критерий связан с замыслом автора, по которому действующие лица делятся на любимых и нелюбимых. Определяется это по их отношению к простому народу. Все они вместе взятые составляют общество, изображенное на страницах романа.
Название произведения предусматривает еще один критерий, оно заключает в себе противоречие, которому соответствует система образов. Все герои делятся на героев войны и героев мира.
На уровне исторических личностей представителем войны является Наполеон. Он позволяет себе переступить через людей для достижения своих целей. На его модель поведения в русском обществе ориентированы Александр I и многие представители петербургской знати. С Наполеоном русского императора объединяют мысли о своей роли в истории. И тот и другой ее явно преувеличивают. Толстой же им в этом вовсе отказывает. Александр играет в войну: для него настоящий бой и парад Царском лугу равнозначны.
Толстой начинает роман с гостиной Анны Павловны Шерер, где сразу бросается в глаза поверхностность общения. В салоне Анны Павловны и ему подобных собираются сливки общества, аристократия. Их жизненные ценности ограничиваются чинами, деньгами, наградами, должностями. На их фоне выделяются Андрей Болконский и Пьер Безухов, принадлежащие к знати по рождению, но далекие от него по образу мыслей и поведению. Все присутствующие играют роли, преследуя личные цели. В их поведении нет искренности, они насквозь фальшивы.
Истинные лица петербургской знати скрыты под масками притворной любезности, под которыми скрываются убожество, бездуховность. Жутко смотрится сцена борьбы за наследство князя Безухова. Люди лишаются человеческого облика, стараясь обойти настоящего наследника Пьера Безухова. Один он остается ошеломленным и безучастным.
Князь Василий не может упустить этот куш. Он предпринимает следующий шаг и женит Пьера на своей дочери Элен, красивой внешне, но бездушной и порочной особе. Следующей в его списке жертв оказывается княжна Марья Болконская, которую он прочит в жены сыну Анатолю. Все в жизни князя Курагина построено на власти денег. Ради них он способен на что угодно, как и многие другие люди его круга.
Петербургское высшее общество, живущее в России, не знает русского языка и русской культуры. Эти люди несут в себе разрушение, подобно войне. Анатоль Курагин, прикоснувшись к судьбе юной Наташи Ростовой, разрушает две жизни, ее и князя Андрея. Лживость этого общества проявляется в поведении князя Василия, который сначала восхищается Кутузовым, а когда тот сдает Москву, говорит, что другого и не ждал от «слепого развратного старика». В 1812 году, когда весь народ России поднимается на борьбу с французской армией, знать ищет выгоды и удовольствий.
Главным персонажем на стороне мира является Кутузов, которому симпатизирует Толстой. К этому полюсу тяготеют соответственно и все его «любимые герои»: Ростовы, Болконские, Денисов, Тушин, Каратаев. Пьера Безухова и Андрея Болконского он проводит через множество испытаний, чтобы они оказались на стороне мира. Каждый положительный герой связывает свою жизнь с народом, с нацией. К народу относятся все патриотически настроенные слои населения страны.
На войне Андрей Болконский увидел мужиков с другой стороны. Он видит героев, патриотов, готовых жизнь отдать за Отечество. Двойственность крестьянского сознания Толстой воплотил в двух образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Щербатый – воплощение богатыря, поднявшегося на защиту страны в критический момент, когда на нее напали враги. Каратаев воплощает добродушие, простоту, коллективное сознание. Его философия близка взглядам Пьера Безухова. В этих образах автор показывает лучшие черты русского национального характера.
Петербургской знати противопоставлено московское и поместное дворянство. Разговоры московских дворян не были лицемерными и пустыми, в них звучит искренняя обеспокоенность судьбой страны. Война 1812 года становится испытанием для всех героев, показывая их истинные качества. В Москве люди, охваченные духом патриотизма, собирают ополчение. Пьер снаряжает целый полк на свои средства. Купец Ферапонтов раздает свой товар бесплатно. Ростовы отдают свои подводы, предназначенные для перевозки личных вещей, раненым. Толстой любуется сплоченностью господ и слуг перед лицом общего врага.
Семья Болконских, живущая далеко от столицы, в Лысых горах, ведет совершенно иной образ жизни, обладает своим мышлением, имеет иные ценности. Старый князь ведет аскетичный образ жизни. Он говорит по-русски, обучает дочь разным наукам. Когда Анатоль Курагин приехал свататься, князь предоставил выбор дочери. Он не позарился на положение в обществе и деньги отца Анатоля. Дочь приняла правильное решение, отказав столичному повесе.
Толстой изображает не только все слои российского общества, он показывает отношения, которые складываются между ними, их мысли, мировоззрение. Довольно подробно раскрывается роль женщины в обществе того времени. Перед глазами читателя проходят светские дамы Анна Павловна Шерер, красавица Элен, жена Болконского Лиза, но не ими восхищается автор. С большой любовью он описывает Марью Болконскую, графиню Ростову и ее дочь Наташу. К тихому семейному уюту приводит Толстой своих любимых героев в эпилоге.
Роман «Война и мир» эпичен по своей сути. Он показывает целостную картину народной жизни России. Толстой старается быть объективным и беспристрастным в изображении героев. Читатель видит истинное лицо российского общества первой половины 19 века с изображенными на его фоне особенностями русской души, главными национальными ценностями, семьей и государством. Образ общества – это сила, формирующая взгляды, принципы мышления, поведенческие идеалы, это фон, на фоне которого четче видны яркие личности.