Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Прошлое в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», в котором раскрываются образы Раневской и Гаева, показана связь поколений.
Комедию «Вишневый сад» в литературных кругах называют лебединой песней Чехова, написанной им в конце творческого пути. Писатель тонко почувствовал изменения, происходящие в окружающей действительности. Он предвидел грядущие перемены в России и попытался отразить начало этого процесса в пьесе.
Героев произведения можно разделить на три группы в соответствии с существующими в Российской империи социальными слоями. Любовь Андреевна Раневская, ее брат Леонид Андреевич Гаев, владельцы вишневого сада, представляют класс дворян-помещиков. Ермолай Лопахин, капиталист, представитель нового буржуазного класса, — это настоящее России. Аня Раневская и Петя Трофимов еще никак не проявили себя, у них все в будущем.
Прошлое представляет собой расцвет дворянской России. Был свеж и молод вишневый сад, были молоды и полны надежд герои, теперь все позади. Эпизоды, касающиеся уходящей дворянской эпохи, проникнуты грустью. Гибнущий вишневый сад, несостоявшаяся любовь подчеркивают это настроение.
Любовь Андреевна приезжает в Россию из Франции, чтобы уладить дела с имением, которое за долги выставляется на аукцион. На деле получилось, что она приехала попрощаться с вишневым садом и своей старой жизнью. Раневская в свое время уехала за границу после череды трагических событий, произошедших в ее жизни. У нее умер муж, а вскоре утонул маленький сын Гриша. Она была убита горем, ей тяжело было находиться в имении, где все напоминало о случившемся.
После долгой разлуки она встречается с родным домом, в котором прошла большая часть ее жизни. С ним связано много воспоминаний, радостных и горестных. Она с волнением заходит в гостиную, разговаривает с вещами, любуется чудесным видом из окна.
Любовь Андреевна с самого начала вызывает противоречивые чувства и сама она противоречивая натура, что проявляется в ее словах и поступках. Она добрая, нежная, чувствительная натура. Она любит природу, музыку. С большой любовью Раневская относится к своим родным. Она плохо приспособлена к жизни, совершенно не практична, не привыкла экономить. Их финансовые дела очень плохи, но Раневская живет так, как в былые времена, когда она могла сорить деньгами. Она покупает дорогие вещи, подает милостыни бедным. Дочери удивляются таким поступкам матери.
Любовь Андреевна с нежными словами обращается к шкафу, но совсем никак не реагирует на известие о смерти няни, которая вырастила их с братом. Она переживает о судьбе имения, но не делает разумных попыток его спасти.
Раневская кается, что бездумно сорит деньгами в то время, как Варя еле сводит концы с концами. Раскаяние не мешает ей тут же отдать деньги какому-то проходимцу. Она рвет телеграмму от своего возлюбленного из Парижа, но после продажи вишневого сада устремляется к нему.
По ее словам, ей дорог вишневый сад, лучше его нет во всей округе, в то же время она допускает, что его продают на торгах. Лопахин предлагает ей правильное решение ситуации. Оно не устраивает Раневскую, даже возмущает. Она представить не может, что на месте вишневого сада будут дачи, а они будут сдавать землю в аренду. Видимо, прав Петя Трофимов, утверждающий, что владение живыми душами «переродило» всю семью. Они должны искупить этот грех страданиями, только тогда настанет другая жизнь.
С образом Раневской в пьесе связывается тема любви. Она единственная, кто умеет бескорыстно, с полной самоотдачей любить. Это подтверждается всей ее жизнью. Любовь – главное в жизни и в образе этой героини. В то же время она не замечает чувств, которые испытывает к ней Лопахин. Прошлое не может понять и принять настоящего. Тонкая душевная организация является характерной чертой всего ее поколения, которое постепенно становится прошлым. Ее дети уже не говорят о любви. Петя Трофимов сказал, что они выше этого.
Брат Раневской Леонид Андреевич Гаев – потомственный помещик. Он привык к вальяжной размеренной жизни. Его главной чертой также является любовь, но к игре в бильярд. Этому он посвятил свою жизнь. Его речь изобилует бильярдными терминами, он употребляет их не к месту, вызывая насмешки окружающих. Оставшись без имения, которое бездарно потерял, он собирается идти на службу. Трудно представить, что у него что-нибудь получится, он слишком ленив. Гаева в семье никто не воспринимает всерьез, к нему относятся как к большому ребенку. Его все просят помолчать, так как он всегда говорит невпопад. Ему как никому другому подходит прозвище «недотепа», которым старый лакей Фирс награждает некоторых героев. О характере Гаева можно добавить, что он добрый человек. Он ни к кому не испытывает неприязни, не делает зла. Правда, Лопахина он называет хамом и кулаком, на что тот не обижается.
С прошлым расставаться всегда тяжело. Оно всегда кажется лучше, чем настоящее. Будущее пугает своей неизвестностью. Жить в прошлом тепло и уютно. И Гаев, и Раневская – люди уходящей эпохи. Они не могут приспособиться к меняющейся действительности, застряв в своих воспоминаниях. Все их слова, мысли, чувства связаны с прошлой жизнью, когда они были молоды и счастливы. Эти персонажи не привыкли задумываться о материальной части жизни. Для них важнее духовная составляющая. Их время прошло, теперь они плывут по течению, доживая свой век.
Тема прошлого связана с проблемой связи поколений. Отношение к вишневому саду определяет взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Раневская и Гаев не в состоянии сберечь сад. Фирс остается забытым в имении. Лопахин, новый хозяин сада, собирается его вырубить и построить дачи. Аня и Петя считают всю Россию своим садом.
Если не знать, что сам автор определил жанр этого произведения как комедию, то ситуация выглядит очень драматично. Раневская и Гаев лишаются дома, сада, им остаются только воспоминания. Они продают все, что им дорого. Страшно представить, что ждет Раневскую за границей, когда кончатся деньги, подаренные ярославской тетушкой. Трагичен и образ старого лакея Фирса. Он вызывает сочувствие из-за своей преданности хозяевам. Он остается служить им после отмены крепостного права, ему страшно было начинать новую жизнь, а здесь все ясно, понятно, привычно. Фирс – часть прошлого семьи, часть имения и вишневого сада. Он забыт и заброшен так же, как вишневый сад. В конце пьесы он становится единым целым с садом, которому грозит уничтожение.
Время идет вперед, оставляя позади то, что когда-то было дорого. Вишневый сад – это уходящая Россия. Она уже не будет прежней. Что ее ждет, неизвестно. Понятно только одно, что дворяне сдали свои позиции как правящий класс. Им на смену пришли капиталисты, дальнейшее будущее туманно. Чехов смог тонко с большим лиризмом передать историческую ситуацию России начала веков.