Читателям Литероведа предлагаем краткое сочинение «Сцена бала в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова». В данной работе мы не только опишем сцену, но и расскажем о ее роли в композиционном строении произведения.
Одно из самых интересных произведений русской литературы XIX века – бессмертная и любимая многими комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Написанная почти два столетия назад, она до сих пор остается актуальной, ее любят, читают и цитируют. Автор затрагивает в пьесе вопросы морали, культуры, общественного быта, говорит о положении народа, дальнейшей судьбе России, гражданском долге человека, просвещении и воспитании молодого поколения. «Горе от ума» – произведение драматическое, а, как мы знаем, в основе любого драматического произведения лежит конфликт. В комедии А.С.Грибоедова их два: любовный и социальный. Первый, с которого начинается пьеса, перерастает в социальный, когда сталкиваются «век нынешний», представленный образом Чацкого, и «век минувший» в образе фамусовского общества. Чтобы лучше, ярче показать столкновение двух миров, которым никогда не суждено понять друг друга, автор собирает героев, представляющих два разных века, в доме Фамусова на балу.
Сцена бала – яркая картина «фамусовской» Москвы, где каждая семья являет собой типичных представителей этого общества.
Первыми приезжают Горичи – молодая светская дама и ее муж, в котором Чацкий с трудом узнает своего бывшего сослуживца. Платон Михайлович попал под каблук жены, которая изменила в нем все его привычки, взгляды, вкусы, опекает его, как ребенка, и превратила за годы супружества в «дряхлого старика», с которым Чацкому даже и поговорить не о чем.
Вслед за ними приезжают князья Тугоуховские с шестью дочерьми, мечтающими только о женихах и красивых нарядах. Отец семейства единственным своим недостатком считает тугоухость, а вовсе не невежество, отсутствие своего мнения, полную зависимость от жены. Он в течение всего вечера не произносит почти никаких слов, кроме междометий, что говорит об ограниченности его ума. Княгиня обеспокоена поиском женихов для своих дочек, и читатель понимает это почти с первых ее слов.
Появляется в доме Фамусова и полуглухая графиня Хрюмина с озлобленной внучкой, для которых главной проблемой является отсутствие достойных женихов. Внучку злит, что она не может познакомиться ни с кем, за кого можно выйти замуж. Она пеняет Чацкому, что женихи нынче все больше предпочитают модисток.
Позже появляется и старуха Хлестова – ярая сторонница крепостничества, своевольная, властная барыня. Для нее арапка-девка и собачка равноценны. Она смело высказывает свои суждения, понимая, что возражать ей никто не посмеет. Хлестова – противница всего нового, поэтому яростно защищает старые порядки.
Не может пропустить мероприятие и Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут». Все светское общество знает о его пороках, но никто не отказывает ему в приемах, так как он «мастер услужить»: Софье достал билет на спектакль, Хлестовой и ее сестре Прасковье – двух арапченков.
Самым последним на бал является Репетилов – ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи всего лишь модное увлечение, он опошляет их своими высказываниями.
Гости благоговейно упоминают о Татьяне Юрьевне, Марье Алексевне, Пульхерии Андреевне, таким образом расширяя круг фамусовского общества.
Такое общество, в котором процветают чинопочитание, крепостнические взгляды, невежество, взяточничество, корыстолюбие, не способно понять Чацкого, благородного, искреннего, честного, порядочного, не зависящего ни от чьего мнения. Поэтому случайно оброненная Софьей фраза о сумасшествии Чацкого подхватывается и быстро распространяется фамусовским обществом. По их мнению, главная примета сумасшествия – это свободомыслие. Чацкий же смело и открыто высказывает свои передовые взгляды, не боясь встретить осуждение со стороны собравшихся в доме Фамусова. Своими едкими словами он задевает некоторых гостей, которые затаили на него обиду и, когда слух об умственной болезни Чацкого начинает распространяться, с радостью поддерживают сплетни и раздувают их до неимоверных размеров. Его считают опасным для общества человеком, так как его мировоззрение противоречит их взглядам, разрушает давно установленные порядки и мнения. Проще объявить его безумцем, ведь безумный Чацкий не страшен фамусовскому обществу.
Таким образом, сцена бала играет важную композиционную роль в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Это кульминационный момент произведения, когда разрешается основной конфликт пьесы. Автор умело подводит читателей к выводу о том, что Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут, будто в разных мирах. Фамусовское общество видит в Чацком сумасшедшего, считая себя разумными, нормальными. Чацкий же защищает свой мир, а окружающие предстают перед ним людьми ограниченными, лживыми, духовно обнищавшими, готовыми преклоняться не перед достойными людьми, а перед чинами.