Тема и идея стихотворения «Дума» (М.Ю. Лермонтов)

Сочинение: Тема и идея стихотворения «Дума» (М.Ю. Лермонтов) Сочинения по литературе

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Тема и идея стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума», которое раскрывает предмет изображения и идейное содержание произведения.

Поэзия М. Ю. Лермонтова наполнена трагическим чувством, напряженной мыслью. Ранние страдания и разочарования неизбежны в судьбе великого человека. Мрачное одиночество, предчувствие ранней смерти нашли отражение в его произведениях. Лермонтов рано осознал свою избранность. Один из порожденных осознанием этого мотивов творчества является ответственность перед человечеством, возложенная на него поэтической миссией. Его провидческий дар проявляется уже в ранней поэзии. В поздней он получает развитие и дополнительные оттенки.

Стихотворение «Дума» написано в 1938 году. По жанру оно относится к элегии, на что указывает общее настроение произведения, сетование на окружающий мир. Лермонтов дает характеристику своему поколению. Его размышления выливаются в настоящий суд над ним. Это откровение человека, который не отделяет себя от других людей. Он не видит ничего, что могло бы прославить их. Поэт оценивает течение жизни, как скучное и однообразное, ничем не выделяющееся из череды веков. Ни подвиги, ни самопожертвование во имя человечества не украшают их век. Такая жизнь не удовлетворяет Лермонтова. Он обвиняет в этом общество, мироустройство, себя. Его мысли пропущены через сердце, что усиливает драматизм стихотворения.

Поэтом овладевает печаль, когда он размышляет о судьбах своих современников, обвиняя их в бездействии. Он считает, что у них нет будущего, так как они не извлекают уроков из ошибок своих предков. Лермонтов находит причину разочарований, которым подвержены молодые люди. Она заключается в ровном однообразном течении жизни. Все на свете им дается без труда, они быстро постигают жизнь, пресыщаются ее дарами.

Лермонтов отмечает трусость как одно из качеств, характерное для его поколения. Трусость порождает рабство. Люди становятся безвольными, покорными, поэтому не хотят стремиться к вершинам и успехам, к достижениям. Укоряя своих современников, перечисляя недостатки, автор все же упоминает «надежды лучшие и голос благородный», которые присущи им, но скрыты от посторонних взглядов.

Лермонтовское поколение, познав все удовольствия, разучилось радоваться. Людей не волнует поэзия, не восхищает искусство. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», – говорит автор, отказывая своему поколению в умении быть искренними, испытывать большие чувства. Он считает, что люди стали поверхностными, равнодушными. В стихотворении звучит мотив бессмысленности жизни и бесславной смерти. Создается впечатление, что современники Лермонтова родились «случайно». Стихотворение пронизано пессимизмом. Лермонтов не видит в настоящем никакой надежды на лучшее.

«Дума» относится к зрелой лирике поэта. Масштаб одиночества, всеобщей неустроенности увеличивается в нем, по сравнению со стихотворениями ранней лирики. Рушатся мечты, надежды, во всем чувствуется трагедия. Нужно отметить, что именно ощущение одиночества объединяет Лермонтова с другими людьми. Он не одинок в своих ощущениях, образе жизни, становится ближе к людям. Он пытается понять причины происходящего. Он выше своих современников по степени осознания. Лирический герой – мыслящий человек, он вглядывается в жизнь, в характеры людей, постигая законы бытия. Его собственная трагедия уже не уникальна, она становится трагедией всего поколения, приобретает типические черты.

В этом стихотворении критика окружающей действительности, людей становится более острой, конкретной. Его претензии относятся в первую очередь к светскому обществу. Он связывает общественные пороки с социальным устройством, укоряя прогрессивно мыслящих интеллигентов в неспособности выступить против существующего режима. «И перед властию презренные рабы», – говорит он о них.

Внутренние противоречия лирического героя порождают трагизм его существования. Он не может найти опору в жизни. Ему по-прежнему хочется счастья, бурь, жизненной наполненности, но эмоции становятся более сдержанными. Они находят выход в эпитетах и метафорах, создающих образный мир, идейное наполнение произведения.

Создавая портрет поколения, Лермонтов использует художественные средства: «богаты мы… ошибками отцов», «постыдно равнодушны», «позорно-малодушны», «толпой угрюмою и скоро позабытой». Оценочная лексика подчеркивает убогость современников перед лицом будущего. Передовые люди того времени увидели в произведении отражение собственных мыслей.

Прочитав элегию Лермонтова, я размышляю о написанном с точки зрения тех потомков, о которых он говорил:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом.

Я думаю, что поэт очень строго судил себя и своих современников. На самом деле его время подарило России немало великих людей. Пушкин, Гоголь, Щепкин, Лобачевский, Айвазовский, писатели, ученые, художники с мировыми именами жили в одно время с Лермонтовым. Возможно, поэт пытался своим стихотворением вызвать в душах людей благородные порывы, стремление к великим поступкам.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий