Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Характеристика Мелеховых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», которое определяет философию семьи, характеризует ее членов как хранителей домашнего очага, основу великой страны.
Михаил Александрович Шолохов – величайший писатель 20 века. Его роман-эпопея «Тихий Дон» воссоздает жизнь, свидетелем которой он был. Перед глазами читателя проходит эпоха трагических перемен в истории России. Судьба страны как в зеркале отражается в судьбе одной казачьей семьи.
Семейство Мелеховых находится в центре изображения романа-эпопеи. Произведение начинается с описания двора, стоящего «на самом краю хутора». Построил этот курень с базами у самого берега Дона казак Прокофий Мелехов. Его судьба необычна и трагична одновременно. Из турецкой кампании привез он жену, «маленькую, закутанную в шаль» турчанку. Этот союз оживленно обсуждал весь хутор Татарский. Семья Прокофия не приняла невестку, да и она не очень стремилась с ними сойтись.
Сын поставил отдельный дом, они с женой стали жить уединенно, ни с кем из хутора отношений не поддерживали. Постепенно пересуды и хуторские сплетни перешли в открытую вражду. Однажды случился небывалый падеж скота, обвинили в этом жену Прокофия. Подвыпившие казаки пришли к нему и волоком вытащили из дома беременную женщину. Прокофий схватил шашку и разрубил первого попавшегося казака до пояса. Все разбежались, а жена Прокофия, родив преждевременно мальчика, умерла.
Младенца нарекли Пантелеем, его выходила мать Прокофия. Он же за убийство казака пошел на каторгу, откуда вернулся через двенадцать лет. Он забрал сына и стал вести хозяйство. Когда пришло время, женил сына Пантелея на дочери соседа. С тех пор и пошел род Мелеховых, смешанный с турецкой кровью. «Горбоносые, диковато-красивые», они получили на хуторе прозвище «Турки».
Пантелей Прокофьевич является центральным эпическим героем первой книги. Он был «стариком складным», в левом ухе носил серьгу полумесяцем, вероятно, оставшуюся от матери-турчанки. Борода и волосы у него до старости оставались черными. В гневе Пантелей Прокофьевич «доходил до беспамятства», только жене удавалось унять его, да и то не всегда.
Похоронив отца, он расширил хозяйство, посадил на крыше жестяных петухов. Они придавали базу «вид самодовольный и зажиточный». У него было трое детей. Старший Петр внешностью походил на мать, а младший Григорий пошел в отца. Дуняшка, младшая дочь, была отцовой любимицей. Петр успел уже обзавестись женой и ребенком. Все вместе они составляли большую дружную семью Мелеховых.
Если рассматривать всех членов семьи с точки зрения защиты домашнего очага, то главой дома, первым в этом ряду можно назвать Пантелея Прокофьевича. Он заметил зарождающееся чувство между сыном Григорием и Аксиньей Астаховой, женой соседа. Отец предостерегает сына: «Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать». Когда Григорий не послушал его, то он вторгся в этот любовный треугольник мощной разрушительной силой. «Женю!.. Завтра же поеду сватать!» — принимает решение Пантелей Прокофьевич и едет на сговор к Коршуновым, у которых была на выданье дочь Наталья. Он считает такой шаг надежным средством борьбы с порочной связью Григория. Такой выход ему подсказывает опыт предков, народная мудрость «женишься – переменишься».
Пантелей Прокофьевич проявляет себя в этой ситуации как хранитель семейных казачьих традиций. Он не мог в тот момент предполагать, как осложнит его решение судьбу Григория, Аксиньи и Натальи. Эпизоды сватовства, женитьбы отражают философию жизни героя. Дом и семья для него являются святыней. Без дома человек лишен корней, он становится перекати-полем.
Пантелей Прокофьевич глубоко переживает разлад в семье Григория. Когда сын уходит из дома с Аксиньей, он идет к ним в Ягодное. Отец борется за цельность дома, семьи. Он говорит сыну, что Наталья будет жить с ними. В разговоре с невесткой он словно извиняется перед ней за поступок сына. Когда Григорий возвращается к жене и у них рождаются дети, радости Пантелея Прокофьевича нет предела.
Когда мир оказывается на грани катастрофы, глава дома Мелеховых хватается за соломинку, чтобы сохранить хотя бы что-то. Он начинает тащить в дом все, что плохо лежит, предпринимает тщетные попытки соединить части рушащегося старого быта. Герой вступает в трагический поединок человека и истории. Исторические катаклизмы разваливают семью, отдаляют сыновей, которыми отец так гордился. Рушится дом Мелеховых, а вместе с ним и большой дом, Россия.
Только на Пантелее Прокофьевиче держится весь дом. Картина становится ужасающей, когда героем овладевает равнодушие: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью…». Это придает трагически-печальный оттенок образу героя-защитника семейного очага.
Хранительницей мира в семье является Василиса Ильинична, жена Пантелея Прокофьевича и мать его детей. Она предстает перед читателем как дородная, пожилая женщина, болеющая душой за своих детей. В молодости она была рослая, красивая девушка. Возраст и жизнь с Мелеховым лишили ее былой красоты. В ее жизни было «много тяжелого и горестного». Она изрядно трудилась, об этом говорят ее «раздавленные работой руки». Добавлял проблем и муж, который гулял от нее и бил так, что «по неделе лежала замертво». Гордая, мудрая, мужественная женщина, хлопотливая хозяйка, она как умела, берегла для детей этот дом. Горе сломило и ее: друг за другом умирают сын Петр, две снохи, муж. Она разучилась радоваться, «сама жизнь стала ей в тягость». Последние дни она вынуждена коротать в одном доме с убийцей сына Мишкой Кошевым, за которого вышла замуж Дуняшка.
Это событие говорит о полном крахе семьи и мира вообще. Единственное, что еще держит в жизни Василису Ильиничну, это Григорий, которого она хочет дождаться, во что бы то ни стало. Ее надеждам не суждено было сбыться, она умерла, так и не повидав сына.
Семейную тему продолжает образ Натальи Коршуновой, ставшей женой Григория. Она очень любит мужа, но он отстраняется от нее, поглощенный страстью к Аксинье. Молодая женщина сразу стала родной в доме Мелеховых. Наталья побеждает страстность, красоту, колдовское притяжение Аксиньи преданностью и терпением. Она становится верной союзницей Пантелея Прокофьевича и Ильиничны в борьбе за домашний очаг. Она так же, как свекровь, верна материнскому долгу. Ее убило очередное предательство Григория, после которого она попыталась избавиться от ребенка. Наталья умирает от заражения крови, отказавшись от материнства. Перед смертью она горько раскаивается в своем поступке. Сын Мишатка становится посланцем ее последней воли, из которого становится понятно, как она любила мужа и беспокоилась за судьбу детей.
Григорий выделяется в семье Мелеховых и внешностью и характером. Он похож на отца, в нем турецкие корни заметнее, чем в других детях. Григорий самый непоследовательный защитник дома Мелеховых. Он умный, сноровистый, умеет работать, воевать. В то же время его постоянно терзают сомнения. В юности он мечется от одной женщины к другой, от Аксиньи к Наталье, в итоге теряет обеих. Григорий, уходя с Аксиньей, подрывает семейные устои. Его поступок пробивает брешь в семье, что, в конце концов, приводит к полному крушению. «Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича», — пишет Шолохов.
Во время гражданской войны Григорий мечется от белых к красным, пытаясь понять, какие силы вступили в «управление жизнью». Понять необходимость войны невозможно, ясно только одно, что нет правых среди воюющих сторон. Единственной его постоянной привязанностью является любовь к родной земле. Григорий часто попросту сбегает от непонятных для него событий. В конце книги Шолохов приводит его к родному дому, где ждет его сын, его спасение и продолжение. Круг замкнулся. Произведение начинается с предыстории, откуда пошел род Мелеховых. Заканчивается действие у порога дома, который построил дед Григория и который он оставит в наследство своему сыну. Семья – это главное, ради чего стоит жить. Не нужно воевать, не нужно искать, кто прав, кто виноват, нужно трудиться, рожать и воспитывать детей, продолжая свой род на земле. В этом заключается правда жизни. К осознанию этого Григорий шел долгие годы, теряя родных и близких людей.
Семья – это основа жизни человека, основа государства. Семья Мелеховых представляет собой центр повествования, который связывает все сюжетные линии романа-эпопеи. Распад семьи означает распад всего мира, созданного в произведении. История этой семьи – это своего рода история страны, которая должна восстать из пепла. Шолохов оставляет финал открытым, что дает нам повод задуматься над жизнью нашего поколения, над современной историей.