Сочинение: «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Сочинение: «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение на тему «Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов», в котором описывается роль самых близких женщин Обломова в его судьбе.

Основная сюжетная линия романа строится как описание жизни мечтательного барина Ильи Ильича Обломова. Женские образы в системе героев романа способствуют более полному раскрытию образа героя и познанию идейного содержания произведения.

Главной женщиной в жизни Обломова была его мать. Она появляется в главе «Сон Обломова», которая рисует картину идеального мира в представлении Ильи Ильича. Во сне Обломов видит себя маленьким в родительском имении. Детство было самой счастливой порой жизни героя. С матерью связаны самые трогательные воспоминания его жизни. Даже во сне, увидев ее, он заплакал от радости и любви. Мать была его тихой гаванью, его гарантией спокойной беззаботной жизни. Она бесконечно о нем заботилась, ласкала его. Во взрослой жизни он ищет женщину, которая была бы так же нежна, спокойна, заботлива, как его мать.

Обломов не совсем обычный человек. Большую часть жизни он проводит лежа на диване в своем любимом халате. Он не выходит в свет и мечтает о тихой спокойной жизни в деревне. В его мечтах есть место и женщине. Стройная, спокойная, со сложенными на груди руками и грациозным наклоном головы, она приходила в его мечты то в роли жены, то в роли любовницы. Илье Ильичу нравилось представлять, как он сидит в своем имении на террасе, а рядом она. Вокруг бегают дети. Умиротворение и благоденствие наполняют его существование.

Воплощением его мечты в реальной жизни стала Ольга Ильинская. Ее имя переводится как «светлая», «священная», «роковая». Она, действительно, была суждена Илье Ильичу. Только он не захотел принять этого дара судьбы. Ольга была в том, возрасте, когда в сердце появилось стремление любить и быть любимой. Она отличалась внешней и внутренней красотой. Белинский назвал Ольгу высшим идеалом. Она грациозная, гармоничная. У нее пытливый ум, который выражается в бодром, внимательном взгляде ее серых глаз. Она гордая, самолюбивая натура, стремящаяся к чему-то новому, неизведанному. Ольга представляет распространенный женский тип того времени, тяготеющий к эмансипации. Она склонная сама решать свою судьбу.

Гончаров проводит своего героя через испытание любовью, как это принято в русской классической литературе. Ольгу с Обломовым объединяла любовь к искусству, чувствительность. Она с увлечением занялась спасением Ильи Ильича от него самого и понимает любовь как долг. По ее мнению, это чувство «как будто Бог послал и велел любить». Их отношения начинаются весной, когда природа расцветает. Оживает и душа Обломова. После их первого свидания он приезжает домой, и с ним происходят великие изменения. Любимый халат стал ему противен, Захар глуп, пыль нестерпима.

Ольга пытается растормошить Илью Ильича. Она верит, что способна заставить Обломова жить по-другому. Она требует, чтобы он соответствовал ее идеалу мужчины. Девушка заставляет его слушать музыку, читать книги, выезжать из дома. Ольга постоянно волновала и тревожила Обломова. Она провоцировала его на различные проявления эмоций, самопознание, изменения. Она для него словно путеводная звезда, которую он пытается догнать. Она представляется ему музой, которая разделит с ним созданный его мечтами рай, но такая жизнь не для нее. Она сравнивает Обломова с голубем, который готов всю жизнь ворковать под кровлей. Ольге этого мало, ей нужно большего. Илья Ильич сознает, что он не способен ей этого дать. Она не выдерживает конкуренции с уютным диваном и восточным халатом и, в конце концов, понимает, что не может изменить Обломова. Ольга не может принять Обломова таким, какой он есть. Он тоже понимает, что в один прекрасный день станет ей безразличен, она станет сожалеть, что потратила на него лучшие годы. Он просто не может допустить этого и делает все, чтобы они расстались. Символично, что расставание происходит зимой. Снег засыпал все, и становится понятно, что в жизни Обломова больше не будет ничего подобного.

Давая Ольге фамилию Ильинская, Гончаров словно намекает, что она создана для Ильи Ильича. Только Обломов не смог удержать ее. Я считаю, что если подумать, то и удерживать было нечего. Она любила не его, а себя в нем, свои усилия, направленные на его «оживление». Она любовалась тем, что может пробудить Обломова. Когда же поняла, что эффект был временным, разочаровалась в их отношениях. 

Герой находит счастье в отношениях с Агафьей Пшеницыной. Она является полной противоположностью Ольге, но с ней тихо и спокойно. Любовь к ней является порождением барских привычек, от которых он так и не смог отказаться. Добрая, нетребовательная, домашняя, она с радостью выполняет капризы Обломова. Ее обожание строится на традициях и обывательском мировоззрении, подрывающем стремление Обломова к деятельности.

Имя героине, думается, Гончаров тоже выбрал не случайно. Агафья в переводе с греческого означает «добрая, хорошая». Ее фамилия Пшеницына указывает на ее близость к народу, земле. Она простая, здоровая женщина. В отличие от Ольги, крайне приземленная и ограниченная особа. Вся ее жизнь заключается в хозяйственных заботах. Она денно и нощно молила Бога об Обломове, чтобы он был здоров и счастлив. Свою жизнь она посвящает ему, принимая его таким, какой он есть. Она его просто любит и ничего не требует взамен, с ней он возвращается к халату и дивану. Агафья Матвеевна не разговорчива, ей просто некогда размышлять и рассуждать о чем-то, кроме хозяйства. Ее основной ответ на все вопросы – усмешка. Она близка Обломову естественностью, ненавязчивостью, тихим покоем и домашним уютом.

По образу жизни, мировосприятию, отношению к Обломову Агафья Матвеевна близка к матери Ильи Ильича. Такая же ласковая, заботливая, терпеливая, домашняя. С ней он понял, что ему некуда больше идти. Герой почувствовал себя счастливым, как это было в детстве. С Агафьей Матвеевной он нашел свою Обломовку, где главным в жизни было вкусно поесть и сладко поспать. Пшеницына с ним обрела немудреное женское счастье. От их союза появился сын, названный в честь лучшего друга Обломова Андреем.

Если Ольга пеклась о духовной пище для Ильи Ильича, то Агафья потчевала его кулебякой с потрохами, борщом с мясом. Он умирает от апоплексического удара, вызванного ожирением сердца. Спокойная деревенская жизнь лишает Обломова движения вперед, он перестает существовать как личность и как человек.

В. Г. Белинский отметил у Гончарова мастерство в создании женских характеров. Героини олицетворяют разные представления героя о любви. Ольга – это любовь-мечта, Агафья – земная любовь без романтики и прикрас. Илья Ильич выбрал спокойную земную женщину Агафью, сохранив в сердце нежное отношение к Ольге.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий