Сон и его значение в романе «Обломов» (И. А. Гончаров)

Сон и его значение в романе «Обломов» (И. А. Гончаров) Сочинения по литературе

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сон и его значение в романе И. А. Гончарова «Обломов», раскрывающее функции этой главы в романе.

В романе «Обломов» обращает на себя внимание то, что все главы идут под номерами, и только одна глава имеет еще и название «Сон Обломова». Дело в том, что роман «Обломов» такой, каким мы его знаем,  был издан в 1859 году. За десять лет до этого девятая глава, которая теперь находится в первой части, была опубликована отдельным произведением. Потом Гончаров отправился в путешествие. И только когда он вернулся, вокруг отдельной главы вырос целый роман о барине, который постепенно теряет интерес к жизни и умирает, не будучи еще стариком.

В главах предшествующих «Сну Обломова» мы знакомимся с главным героем Ильей Ильичем Обломовым. Это дворянин тридцати с лишним лет. Он живет в Петербурге на Гороховой улице. Герой нигде не служит, редко выходит из дома. Основное его занятие заключается в том, что он лежит на диване и размышляет о разных жизненных явлениях или просто мечтает. Его размышления привели к тому, что он задумался о том, почему он не может жить, как другие. «Любопытно бы знать … отчего я… такой?»- задается он вопросом. И уже догадка мелькнула у него в голове, но «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей». Далее автор пересказывает читателю содержание сна, который видел Обломов.

Литературный прием, использованный Гончаровым, не является уникальным. Писатели часто обращаются к снам, чтобы предвосхитить события, помочь читателю лучше понять героя, его мировоззрение. В произведении Гончарова сон, возвращая в прошлое, рассказывает о том, как, в какой обстановке формировался характер героя. В этой главе содержится идеал жизни Ильи Ильича, к которому он стремился, достиг, и который остановил течение его жизни.

«Сон Обломова» условно можно разделить на четыре части. Первая часть посвящена описанию благословенного края. В нем нет ничего грандиозного, например, моря. Весь он состоит из веселых, приятных пейзажей. Правильно и невозмутимо совершается здесь годовой круг. Все тихо и сонно в деревеньках и лежащих вокруг полях. И люди живут здесь под стать, тихие и мирные. Никаких преступлений не совершается, нет болезней, эпидемий. Новости о том, что делается на свете, до них доходят не часто. Люди жили счастливо и думали, что иначе «и не может быть». В Сосновке находилась господская усадьба Обломовых. Обломовка является собирательным образом русской патриархальной деревни. Автор идеализировал деревенский уклад. Как и полагается, во сне переплелось реальное с фантастическим.

Вторая часть посвящена детству Обломова. Ему семь лет, он «хорошенький, красненький, полный». Его растят как настоящего барина, в неге и заботе. Он резвый, бойкий, любознательный мальчик, но ему не разрешают гулять без няньки. Когда же все после обеда засыпают по обыкновению, Илюша один бежит исследовать местность. Автор отмечает его наблюдательность, ничего не ускользает от его внимания. Он радовался наступлению самостоятельной жизни. У него на свободе множество дел. Нужно и в земле покопаться, отыскать корешки, и сбегать в березняк, в овраг. С интересом наблюдает он за жизнью насекомых. Потом наступает вечер, спадает жара. Ребенок зовет мать гулять, но она говорит, что теперь сыро, да и леший в лесу ходит. «Необузданная фантазия» матери уносила в фантастический мир сказок. Илюша слушал и засыпал, нянька уносила его в постель. «День прошел, и слава Богу», – радовались обломовцы.

В третьей части автор повествует о первых уроках Илюши, которые проходили под руководством няньки. Она рассказывала ему народные сказки, предания, былины. Так и рос Илюша под влиянием сказок о щуке, которая выполняет желания ленивого мужика. Вкладывала нянька в сознание ребенка сказания о подвигах богатырей, побивающих несметные полчища. В Обломовке верили и в оборотней, и в мертвецов, которые по ночам встают из могил. Став взрослым, Илья Ильич понял, что ничего этого нет, но безотчетный страх и тоска в душе сохранились. Рассказы няньки отвлекали мальчика от реальной жизни и даже внушали страх перед ней.

Его дед и отец слушали те же сказки в детстве. В их сознании строилась картина мира, где живут на всем готовом. Все важные дела в жизни делаются добрыми волшебницами. Потому и не занимался отец Обломова хозяйством, потому и обманывал его управляющий. Имение приходило в упадок, снижались доходы.

Последняя часть повествует о другой поре из жизни Ильи Ильича. Ему тринадцать-четырнадцать лет. Он учится в пансионе в Верхлеве. Его открыл местный управляющий немец Штольц. У него сын ровесник Ильи. Кроме них в класс ходит еще один золотушный мальчик.

Немец был человек деловой, строгий. Может быть, и смог бы научиться Илюша у него чему-нибудь, если бы не было у него перед глазами примера отца. Батюшка его целыми днями ходил из угла в угол, нюхал табак и не задумывался о том, что у него в хозяйстве делается. Возможно, тогда детский ум Обломова решил, что жить нужно так, как живут рядом с ним взрослые. Это и является нормой жизни.

Для родителей Обломова важно было получение аттестата, а не знаний. В школе Илюша появлялся нечасто. Иногда ему устраивали каникулы длиной в полгода. Сын Штольца подсказывал уроки Илье. Подросток даже одеваться сам не трудился. Захарка, сменивший няньку, натягивал ему чулки, башмаки. Все проявления активности сдерживались домашними. Выбежит ли он в сени, побежит ли играть в снежки, люди с криками бегут за ним.

Рассказывая о детских и отроческих годах Обломова, Гончаров размышляет о том, что ему было полезно, в чем были допущены ошибки. Он предполагает, что ребенок начинает впитывать жизнь еще в младенчестве. Покой, лень обломовцев Илья Ильич впитал с молоком матери. Отношение автора к жизни героя в родительском имении нельзя оценивать однозначно. Гончаров осуждает ту неспособность к деятельной жизни, которая овладела Обломовым в зрелой жизни. Он пытается найти ее истоки. В то же время в жизни обломовцев его привлекает множество разных моментов. У них нет преступлений, войн, болезней, страданий. Тишина, покой, уют царят в этом краю. Этот же уют лишает человека каких бы то ни было стремлений. Постепенно человеком овладевает апатия.

Гончаров говорит о том, что Илюша был активным, деятельным, любознательным ребенком. В нем был заложен большой потенциал. Воздействие окружающей среды оказалось настолько велико, что полностью подчинило душу Обломова. Воспитание определило судьбу героя. Всю сознательную жизнь Илья Ильич стремился обрести тот же образ жизни, что был в Обломовке. Он нашел его в доме Агафьи Пшеницыной, которая, как заботливая мать, обеспечила ему ленивое, безмятежное существование.

В образе героя, как и в образе патриархальной деревни, автор объединил черты поместных дворян, его современников. Их неумение управлять хозяйством, вялая, апатичная жизнь привела к упадку сельского хозяйства и обнищанию крестьян. Их жизнь проходит бесцельно, бездарно. Говоря словами обломовцев, день прошел – и слава Богу. Отсутствие стремлений, сонный образ жизни они передавали своим детям, считая его единственно правильным. Гончаров рассказал о своем видении мира, предоставив читателю самому искать ответы на поставленные вопросы.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий