Соня в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является второстепенным персонажем, но ее образ органично вписан в систему персонажей.
Действие в романе-эпопее Л. Н. Толстого охватывает промежуток времени около двадцати лет, количество действующих лиц превышает цифру пятьсот. Автор изображает Россию начала 19 века. Это был непростой период в российской истории. Молодой император Александр I только занял российский престол. Он вступил в союз с Англией и Австрией против Наполеона Бонапарта, провозгласившего себя французским императором.
В центре изображения судьбы трех семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных. Герои романа, так или иначе, оказываются вовлеченными в исторические события, которые влияют на их судьбы.
Граф и графиня Ростовы добрые и отзывчивые люди, хлебосольные хозяева. У них многодетная семья; кроме своих, супруги воспитывают еще и детей родственников. Соня, племянница графа, с раннего детства живет в доме Ростовых. Она считает графа и графиню своими родителями и называет их «маменька» и «папенька». Девушка очень ценит то, что сделала для нее семья Ростовых. Она любит их всех и пронесет эту любовь и преданность через всю жизнь.
У Сони очень миловидная внешность: «тоненькая, миниатюрная брюнетка» с грациозными руками и шеей. У нее длинные ресницы и мягкий взгляд. Толстой сравнивает ее с котенком, который обещает стать «прелестною кошечкой». Это сравнение вызвано плавностью и гибкостью ее движений. Соня не только внешне хороша, у нее прекрасные способности к обучению. Единственным ее «недостатком» можно назвать отсутствие романтичности. Это подтверждает эпизод лунной ночи в Отрадном. Наташа восторгается весенней природой, а сестра говорит, что уже два часа ночи и пора спать.
Соня влюблена в своего кузена Николая. Ее тайну выдает взгляд, выражающий страстное обожание. Она безумно ревнует его к другим девушкам и устраивает сцены. Ей нравится слушать, когда Николай повторяет ей слова любви, хотя она и говорит ему обратное. Она очень эмоциональная девушка, но светский этикет не позволяет ей проявлять истинные чувства. И все же по тому, как она то бледнела, то заливалась алой краской, нетрудно было догадаться, какой ураган эмоций бушевал в ее душе.
С близкими людьми Соня ведет себя открыто, искренне. Она доверяет своей подруге Наташе все тайные мысли и чувства. В частности, она рассказала Наташе о Вере, которая, узнав о любви Сони и Николая, предупредила, что обо всем расскажет маменьке. Она назвала ее неблагодарной, чем очень обидела Соню. Вера не обманывала девушку, когда говорила, что мать никогда не согласится на ее брак с Николаем. Графиня Наталья мечтала совсем о другой невестке. И не только кровное родство было причиной не желать этого союза, но и то, что Соня была бесприданница. Дела Ростовых шли не блестяще, богатая партия для сына могла существенно поправить их дела. Наташа, как может, успокаивает и ободряет подругу, в силу своего возраста не понимая сложившейся ситуации.
Соня восхищается душевными качествами Николая, любуется его внешностью. Она понимает, что ей нельзя стать его женой, но ничего не может с собой поделать. От этого ей еще труднее. Иногда она дает волю слезам. Соня настолько любит Николая, что никто другой ей не нужен. Она отказывает посватавшемуся к ней Долохову, понимая, что он является для нее прекрасной партией. Даже после того, как Николай сказал, что всего скорее он не жениться на ней, она не переменила решения. Как сказала Наташа, Соня если что-то решит, то уже от этого не откажется.
Николай тоже восхищался кузиной. Он считал ее самим совершенством. Постепенно юношеская влюбленность стала угасать, в чем он боялся ей признаться. Во время Отечественной войны 1812 года он сблизился с Марьей Болконской и полюбил ее.
После смерти Ильи Андреевича хозяйственные хлопоты легли на плечи племянницы. Она ухаживала за больной графиней, терпела ее капризы и вечное недовольство. Николай чувствовал себя перед Соней в неоплатном долгу, но не более. Как-то в письме девушка написала, что он ей ничем не обязан и предоставляла ему свободу. Он воспользовался этим и давал понять Соне, что между ними ничего уже не может повториться.
После того, как Николай женился на княжне Марье, он переехал в Лысые Горы, вместе с ним мать и Соня. Княжна знала все, что было между мужем и его кузиной. Это отражалось на ее к ней отношении. Она ни в чем не могла упрекнуть Соню, но и не могла избавиться от злых чувств к ней. Наташа в разговоре с Марьей называет кузину пустоцветом, объясняя это тем, что Соня не может чувствовать, как они.
Я в этом смысле не согласна с Наташей. В начале романа читатель видит, как она ревнива, все эмоции отражались на ее лице и в глазах. Вероятно, с возрастом она научилась смирять гнев, справилась с ревностью. Я думаю, что нельзя назвать пустоцветом женщину, которая делает столько добра.
Соня не тяготилась своим положением, она дорожила всей семьей в целом, а не отдельными людьми. В конце романа Толстой вновь сравнивает ее с кошкой. Теперь это сравнение вызвано тем, что она прижилась к дому. Милая, мягкая, домашняя Соня в течение всей жизни сопровождала семейство Ростовых.
Складывается впечатление, что писатель с интересом описывает психотип Сони. Она не похожа на других. Обладая идеальным характером, она смогла усмирить в себе страсти. Примирившись с судьбой, Соня ухаживала за графиней, занималась с детьми, всегда готова была помочь, хотя благодарности за это не получала.
В создании образа Сони нужно отметить, как Толстой применил свой любимый прием: художественную деталь. Писатель использовал повторяющиеся детали с разными целями. Говоря о любимых персонажах, он упоминает о какой-то детали, чтобы выделить качество, усилить его узнаваемость, на фоне детали выделить появившиеся новые характеристики. Повторяющиеся детали в образах несимпатичных героев подчеркивают их пустоту. Деталь, повторяющаяся при описании Сони, делает ее особенной. «Котенок» – «кошечка» – «кошка». Такая трансформация произошла с Соней от начала романа до последних глав. Сравнивая ее с животным, Толстой лишает ее человеческих чувств, личности. Она не получает в романе душевного развития, как любимые герои Толстого. Нельзя сказать и того, что она пуста и уродлива в душе, как «нелюбимые герои». Она идеальная и статичная. Соня напоминает положительный характер из произведений классицизма.
Образ Сони в романе «Война и мир» интересен, несмотря на то, что она не является участником великих событий и ее личность не претерпевает серьезных изменений. Он любопытен с художественной точки зрения и заслуживает пристального внимания.