Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи (по роману «Тихий Дон»)

Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи (по роману «Тихий Дон») Сочинения по литературе

В раскрытии любовного конфликта большое значение имеет сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи (по роману «Тихий Дон»). Оба женских образа занимают центральное место в романе. Таких разных и таких похожих одновременно, их навеки объединила любовь к Григорию Мелехову. Стоит поближе узнать этих женщин, так сильно любивших столь неоднозначного и колоритного героя Шолохова.

Аксинья Астахова – красивая дородная женщина. Она настоящая казачка, проворная, гордая и страстная. Ее жизнь нельзя назвать легкой. Когда она была почти ребенком, ее изнасиловал родной отец, а вся молодость проходила в тяжелой работе. Поэтому для нее Григорий – это своего рода отдушина и награда за нелегкую судьбу. Она хватается за любовь как за спасительную соломинку, потому ей нет никакого дела до мнения окружающих. К тому же уважение к старшим и к семейным традициям были подорваны насилием отца.

Наталья Коршунова – соседка Мелеховых. Ее растили как тепличное растение, оберегали и любили, поэтому ей было разрешено самой принимать решение, соглашаться ли идти замуж за Григория. Возможно, поэтому у Натальи совершенно другое отношение к семейной жизни. Она сильно зависит от мнения окружающих и слушается свекровь до последнего. Наталья тоже очень красивая, но это иная красота. Если Аксинья раскрывается в своей страстной любви к Григорию, что не могут не заметить казаки, то Наталья преображается после рождения детей. Ее красота одухотворенная, внутренняя, Аксинья же – влечет к себе главного героя на уровне инстинктов, подчас против его воли.

Обе героини любят Григория очень сильно. Но Аксинья не ждала любви, она сама брала ее. Ее ничто не могло остановить в своих чувствах, на все она была готова пойти. Унижение, побои мужа, дерзость – ничто не могло стать преградой отношениям. Так пишет о ее чувстве автор: «Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им, как раньше».

Наталья покорно принимала то, что дала ей жизнь. Нелюбовь и измены мужа она переживала молча, глотая обиды и дожидаясь, когда неверный супруг вернется в очередной раз. Наталья – идеальный образ заботливой и верной казачьей жены: «Наталья молча и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала новый отход Григория к Аксинье». А вот для нее самой измена была чем-то немыслимым. Она всецело отдала себя материнству, хозяйству и безграничной любви к Григорию. Любовь ее была тихой и ровной. Поэтому, несмотря на красоту и трудолюбие, Григорий долгое время после свадьбы чувствовал холод от нее: «Дюже леденистая ты».

Главного героя тянуло к Аксинье, с которой они во многом были похожи. Темперамент соседки, страсть, которую отдавала она Григорию без остатка, способны были согреть даже его суровое сердце. Но насколько Григорию была необходима страсть, настолько и Аксинье было трудно без ласки. Поэтому она изменяет Григорию с Листницким, когда у нее умирает дочка и приходит известие о смерти Гриши.  Но именно эта небезгрешность позволяет принимать Аксинье Григория таким, какой он есть. Она любит его всего, без остатка. В ней совершенно не было обиды на Гришку, когда он ударил ее за измену. Не гневалась он и тогда, когда он уходил к Наталье. Она была готова даже детей его воспитывать после смерти жены. Она без раздумий среди ночи ушла с ним в партизанские отряды, в леса. Аксинья готова была на все ради Григория, потому что ей нечего было терять. Он был единственной радостью в жизни.

 И в этом, пожалуй, главное различие двух любивших женщин. Одна готова переступить через все и всех, чтобы быть с Григорием, другая молча глотает обиду, но при этом сама чувства проявить не смеет.

Особенно характерна сцена встречи Натальи с Аксиньей в имении Листницкого. Наталья пришла просить у Аксиньи отпустить Григория от себя. Гордая и неистовая любовь Аксиньи никогда бы не пошла на подобные унижения. Потому открыто она отказывает Наталье, ничуть не жалея ее, даже увидев шрам от косы на шее.

Нельзя сказать однозначно, что Григорий не любил жену. Пусть не с первых дней, но уже позже он смог разглядеть в Наталье семейный уют и тепло. И его слезы по умершей жене были искренними. Но так и не смогла она удержать возле себя горячее сердце мужа. Его манила свобода. Свобода же была превыше всего и для Аксиньи. Как ничто другое это общее чувство и желание вырваться из казачьих устоев, разрушивших счастье всех трех участников любовного конфликта, объединяли Григория и Аксинью.

Аксинья – трагичный образ в романе. Кажется, что ее судьба была определена уже в девичестве. Но и жизнь Натальи складывается не легче. Любовь к Григорию не единственное, что объединяет героинь романа. Обе они становятся воплощением противоположной жестокой и кровавой, братоубийственной войне нежностью и теплом для уставшего воевать главного героя. И обе умирают. Вот только Наталья погибает из-за нестерпимой уже ревности и тоски по несбывшемуся женскому счастью. Аксинью же обрекает на гибель сильная любовь к Григорию. Она была готова пойти за ним хоть на край света. Она сдерживает свое обещание быть с ним до смерти, которое становится пророческим.

Женщине как никому другому не нужна была война. Поэтому нельзя осуждать Наталью за ее простое желание быть счастливой. Нельзя судить и Аксинью, так и не получившую семейного счастья. Их судьбы были предрешены изначально.

В образах обеих героинь Шолохов воплотил разрушительную силу войны, способной убить человека не только шашкой или шальной пулей, но и разрушением семейных ценностей, символом которых стала Наталья. Ведь окажись Григорий рядом в тот момент, когда Дарья от зависти открывает снохе глаза на измену мужа, возможно, осталась бы жива. Но у войны были свои планы на ее судьбу.

Аксинья тоже всю жизнь искала счастье в покое. И поэтому ее смерть также символична. Григорий был неугоден новой власти, потому он и сбежал. Что было бы с Аксиньей, останься она жива? Никогда не была бы ее жизнь такой, какую она ждала. Но так и не смогла дождаться. И наверное, только после смерти она, наконец, смогла успокоить свое настрадавшееся сердце. В ее образе сильнее всего видим мы трагедию событий начала 20 века.

Трудной и суровой была жизнь женщины-казачки. Им приходилось работать наравне с мужчинами, а когда те уходили на фронт – работать за двоих. Они умирали во время родов, от тяжелой работы. И даже от пули врага, как это случилось с Аксиньей. Только в любви и в детях они могли найти утешение и тихое счастье. Но война лишила их даже этого. Поэтому женские образы, а особенно образы Натальи и Аксиньи, играют отдельную, едва ли не главную, роль в раскрытии главной темы романа.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий