Сравнительная характеристика Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

Сравнительная характеристика Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин) Сочинения по литературе

Сравнительная характеристика Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин) способствуют более глубокому пониманию идеи энциклопедии русской жизни. Сделав двух сестер такими непохожими, Пушкин теме не менее не противопоставляет их друг другу, а только показывает два разных типичных женских характера той эпохи. Об этом говорит привязанность сестер друг к другу, несмотря на разные характеры и взгляды на жизнь. У Татьяны «сердце рвется пополам», когда приходит пора расставаться с сестрой.

Непохожесть героинь выражается, в первую очередь, во внешнем облике. Ольга красивая девушка, у нее «локоны льняные», «глаза как небо голубые», румяное лицо. Отмечает Пушкин красоту плеч и груди Ольги.

         Совершенно не такая Татьяна. У нее нет такой яркой красоты, как у Ольги. Татьяны «бледные красы» не были такими же привлекательными для общества, как красота сестры. Ее скромную внешность дополняет некоторая старомодность в одежде, разговорах и мыслях. К тому же, веселая Ольга выгодно отличалась на фоне своей молчаливой и вдумчивой сестры.

         Воспитанные в одной семье, сестры росли совершенно разными и по характеру. Ольгин внутренний мир под стать ее внешности. Она открытая, веселая, любопытная и добродушная. Но легкость характера и смешливость сопровождается и поверхностью чувств и взглядов на жизнь. «Всегда как утро весела», «всегда скромна» Ольга, и этим угодна окружающим. Но, по мнению автора, Ольга может стать героиней любого романа, так как подобные образы уже стали типичными и были не интересны писателю.  Слишком неестественными казались и преувеличенными положительные качества Ольги:

…Ее портрет: он очень мил […]

Но надоел он мне безмерно…

Но именно такие девушки могли быть в центре внимания современного Пушкину общества. Ведь Ольга легко поддерживает любой разговор, так же легко заводит новые знакомства. Она любит посплетничать, и ей не чужд интерес к общественной жизни и к моде.

В отличие от Ольги Татьяна задумчива, молчалива, ранима. Она любит одиночество и чтение романов, которое заменяет ей настоящую жизнь. Татьяна живет в своем придуманном мире, в своих девичьих мечтах. Поэтому ей совершенно не интересны сплетни и разговоры о моде. Она живет в единении с природой и с исконно русскими традициями. Из этого и складывается внутренний мир героини и делают ее образ более народным, в отличие от светской Ольги.

         Татьяна жила жизнью героинь сентиментальных романов, которые она читала. Проживая вместе с ними их жизнь, она училась чувствовать, как они, поэтому, когда появился Онегин, Татьяна полюбила его со всей силой, копившейся в ней в ожидании чувства. Она по-настоящему сильно и горячо любит Онегина. 

         Татьяна – идеал женщины для Пушкина. Она не только может сильно и по-настоящему любить, но любовь для нее означает еще и долг и ответственность. Поэтому она отказывает Онегину, будучи замужем, пусть и за нелюбимым человеком:

Я вас люблю (к чему лукавить?), /

Но я другому отдана; /

Я буду век ему верна…

         Ольга более легкомысленна в любви, но это, возможно, связано с ее молодостью. Ленского и Ольгу с детства считали женихом и невестой, Ленский влюблен в Ольгу всей душой, вот только она не может ответить ему тем же чувством. И пожалуй, нет ее вины в смерти Ленского. Ольга быстро забывает милого друга и выходит замуж вскоре после его смерти.

         Не обязательно читать роман между строк, чтобы понять, как к обеим героиням относится автор. Пушкин не скрывает своего пренебрежения к Ольге, говоря, что устал от таких образов, они скучны и приторны. Но Ольга – типичная представительница света во времена Пушкина. Поэтому писатель через образ Ольги Лариной выражает и отношение ко всему дворянству, ведущему праздный образ жизни.

Автору по духу ближе Татьяна. В ней больше народности, больше русского начала. Сложный внутренний мир и духовное богатство героини привлекают Пушкина больше, в ней он видит настоящую русскую душу: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяны милой идеал», «Татьяна, милая Татьяна»

Пушкин дает символичные имена своим героиням. Так, Ольга – имя благородное, им называли дворянок. Имя Татьяна же чаще встречалось среди крестьянских женщин. Но этот факт только приближает главную героиню к русским традициям и к пушкинскому идеалу, дополняет ее самобытность.

Делая главные женские образы романа такими непохожими, Пушкин подчеркивал типичность образа Ольги и самобытность, уникальность образа Татьяны. Ольга – характер привычный и понятный, поэтому и принимаемый обществом и современными автору читателями. Образ Татьяны еще новый для того времени, и, возможно, поэтому Пушкин делает свою героиню замкнутой. Скорее всего, Пушкину образ Ольги был нужен для того, чтобы на контрасте полнее раскрыть внутренний мир Татьяны, сделать ее ближе и понятнее читателю. Она совмещала в себе способность на глубокое чувство и уважение к долгу и супружеской верности, увлеченность преданиями, сюжетами романов и высшую степень чувства собственного достоинства, аристократизм. Но, несмотря на это, образ Татьяны цельный, способный к развитию, что и делает ее любимицей автора.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий