Лев Толстой изучал роль отдельной личности в истории страны, и сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона по роману «Война и мир» отражает эту концепцию. Оба героя показаны без прикрас или очернения, с максимальным сохранением исторической правды. Оба были великими полководцами, но отношение к войне и армии у них было разным.
Основное отличие Кутузова от Наполеона – это его глубокая и прочная связь с простым народом. Именно народное чувство, которое он носил в себе «во всей чистоте и силе его» помогало мудрому полководцу лучше понимать и защищать интересы своих людей. Кутузов общался с каждым солдатом как с равным. Он видел в них не инструмент для одержания победы, а живых людей. Наполеон же возомнил себя сверхчеловеком, которому не пристало интересоваться чувствами простых подданных. Во время сражений он не только не поддерживал своих солдат, но и находился от них на большом расстоянии, в результате чего не мог полноценно командовать или в нужный момент поднимать дух своей поникшей армии.
По мнению Льва Николаевича, победа над французами стала возможной только благодаря единству главнокомандующего и всего русского народа. Лидер всегда должен быть заодно с народом, чувствовать его настрой, его желания. Иначе его ждёт неудача.
Цель Кутузова – спасение страны. Для Наполеона война – это всего лишь игра, где ему принадлежит главная роль. Он считал, что вершит мировую историю, а потому ему можно распоряжаться солдатами, как пешками. Для французского полководца важно было, каким он выглядит в глазах окружающих, какая о нём пойдёт слава. Для Кутузова репутация не имела такого значения, он заботился о другом – о жизни своих людей.
Различия между характерами и убеждениями двух полководцев, данные в изображении Толстого, наглядно можно представить в виде таблицы.
Михаил Илларионович Кутузов | Наполеон Бонапарт | |
Описание внешности | Старик с тучной фигурой. На лице всегда едва заметная кроткая улыбка, смотрит ласково, походка неторопливая, не всегда опрятно выглядит, часто выглядит уставшим, иногда засыпает на совете. | Невысокий, обрюзгший, хотя ещё не старый человек, улыбка неискренняя, притворная, походка суетливая, всегда следит за внешним видом, пытается произвести впечатление, прибегает к театральным позам. |
Характер | Настоящий патриот, скромный, может запросто пожить в обычной деревенской избе, не возносит себя и не приписывает себе заслуги армии, добрый и отзывчивый. | Себялюбивый и хвастливый завоеватель, слишком возвеличивает себя, не имеет никаких моральных ценностей, так как при живой жене заключил ещё один брак, любит роскошь и пышность во всём. |
Поведение | Высказывается спокойно и по делу, всегда находится со своей армией, поддерживает каждого, всегда сохраняет невозмутимость, иногда шутит и засматривается на красивых женщин. | Не приближается близко к полю сражения, перед битвой воодушевляет солдат высокопарной речью, после этого интересуется только исходом боя, а не их судьбой. |
Особенности речи | Говорит просто, без вычурности, тон всегда доверительный, ласковый, собеседников уважает и слушает. | Говорит витиевато, свысока, тон по отношению к собеседникам пренебрежительный. |
Цели и стремления | Освободить Родину от захватчиков, сохранить как можно больше жизней, зря не рисковать людьми. | Захватить весь мир и управлять им из Парижа, не жалеть для этой цели никаких ресурсов, включая солдат. |
Отношение к войне | Война – это трагедия, напрасные убийства. На войне следует всё тщательно обдумывать, руководствоваться интересами народа, стараться не допускать большого количества человеческих жертв. | Война – это игра, солдаты – пешки для этой игры. Война – это способ прославиться, приобрести власть и могущество, которые не достались по происхождению. |
Отношение к людям | По отношению к нижестоящим проявляет отеческую заботу, жалеет солдат, пытается предотвратить их смерти в Европе. | Не интересуется судьбами своих людей, безжалостно бросает их на любую опасность ради своего мирового владычества. |
Отношение автора к герою | Герой, который воплощает авторскую мысль: историю творят народные массы, а не отдельные личности. | Мнит себя творцом мироустройства, а на самом деле он просто «ничтожнейшее орудие истории». |
Идея, воплощённая в образе героя | Тихий и спокойный мир. | Бессмысленная и жестокая война. |
Описания двух полководцев построены на контрасте. Один вызывает симпатию автора и всего народа, другой – отвращение и презрение. Как полководцы они раскрываются на поле боя. Как люди – познаются в общении с подчинёнными. Кутузов во время обхода частей находил для каждого ласковое слово, замечал все недостатки в их обмундировании и устранял их, советовал хорошо выспаться перед боем. Полководец мог даже поклониться простому солдату в знак уважения, не видя для себя в этом ничего постыдного. Михаил Илларионович был убеждён, что исход любой войны решает далеко не количество и мощь орудий. Он зависит от того, что внутри у каждого солдата. Это дух войска. Здоровый моральный дух русской армии стал решающим фактором в окончании Отечественной войны 1812 года.
Наполеон Бонапарт изредка обращался к армии с пылкой и пафосной речью, в которой обещал им богатство и славу. До личного общения с простыми солдатами император не снисходил. Автор не отрицает наличие у французского императора таланта полководца. Он обладает хорошими знаниями, имеет большой опыт ведения сражений. Но блестящему полководцу не хватало человеческих качеств, которые для Льва Толстого были главной составляющей личности. Толстой показал, что главнокомандующего, который оторван от своего народа и не учитывает интересы людей, ждёт поражение. Нравственные ориентиры нужно иметь всегда, даже императору, даже на войне.
Автор подробно раскрывает образы противников, описывая каждую мелочь. Внешнюю характеристику дополняют поступки и мысли героев, их внутренние порывы. Всё вместе даёт наиболее полное представление о двух исторических личностях, сыгравших немаловажную роль в развязке войны. Читатель может самостоятельно сделать вывод о том, чьи приоритеты ему ближе. Приоритеты Кутузова, который благодаря своей мудрости и опыту смог спасти страну от поражения, или Наполеона, заигравшегося в непобедимого полководца и забывшего, в чём состоит его императорский долг перед своим народом.