Судьба Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского не оставила ни одного, на мой взгляд, читателя равнодушным. Как тонкий и глубокий психолог, писатель смог заинтересовать историей своего героя, его жизненными взлетами и падениями, перипетиями, поэтому роман, написанный более полутораста лет назад, не теряет своей актуальности и свежести и до настоящего времени. В произведении звучит боль писателя о человеке униженном, поруганном, обреченном на больные мысли, отчаянные поступки и глубокие страдания.
Родион Раскольников – двадцатитрехлетний молодой человек, бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Одаренный от природы, умный, умеющий думать, он мог бы выучиться и стать блестящим юристом, однако тяжелое финансовое положение вынуждает героя бросить занятия в университете. Отца у Родиона Раскольникова не было, помогала ему только мать, Пульхерия Александровна, которая много работала, чтобы иметь возможность поддерживать сына материально, но денег все равно не хватало. Чтобы спасти брата, сестра героя Дуня идет гувернанткой в дом к богатому, но подлому и безнравственному Свидригайлову, а потом и вовсе соглашается принять предложение руки и сердца от Лужина, черствого, бездушного, эгоистичного человека. Душные, пыльные, шумные улицы Петербурга с темными дворами-колодцами, пивными почти в каждом дворе, тесная комната, в которой живет герой и которая больше походит на шкаф, угнетают Раскольникова. Сотни людей, которых он каждый день видит на улицах города, переживания за мать и сестру, знакомство с семьей Мармеладовых рождают в сердце молодого человека жалость ко всем униженным, обездоленным, опустившимся людям, а также желание им помочь, как-то их спасти, а потом подталкивают к созданию страшной теории о двух типах людей.
Герой, доведенный до отчаяния нищетой и несправедливостью жизни, решается убить знакомую процентщицу Алену Ивановну, которой закладывал ценные вещи, чтобы иметь возможность хоть на что-то жить. Он решил проверить свою теорию, кто он есть на самом деле: «тварь дрожащая», то есть обычный человек, или же «право имеющий», личность особенная. Его теория предполагала деление людей на эти два типа. К первому типу он относил всех тех, кто его окружает, и был убежден, что «твари дрожащие» — это только материал, они не имеют никакого морального права преступать закон, должны жить в вечном послушании, а необыкновенные люди, или «право имеющие», могут преступать закон, проливать кровь, творить беззаконие только потому, что они «необыкновенные».
К убийству Раскольников тщательно подготовился, он, казалось, просчитал все детали до мелочей, даже знал, сколько шагов между его комнаткой-шкафом и квартирой старухи. Однако никакое убийство нельзя рассчитать: вслед за старухой-процентщицей была убита и ни в чем не повинная Лизавета, не вовремя вернувшаяся домой и ставшая свидетельницей страшного преступления. Герой грабит старуху-процентщицу, и никем не замеченным скрывается из квартиры Алены Ивановны. Однако после совершенного злодеяния судьба преподносит Раскольникову неприятные сюрпризы. Во-первых, он ни сам не может воспользоваться награбленным добром, ни помочь нуждающимся, так как появление у него каких-либо финансов сразу выдаст в нем преступника. Во-вторых, герой и не подозревал, насколько мучительны и жестоки будут муки совести. Он только после преступления вдруг отчетливо понял, что сильные личности совершают поступки, не задумываясь о последствиях и не мучаясь угрызениями совести. У него же душевные терзания были столь страшны, что Раскольников на некоторое время впадает в болезненное состояние, похожее на забытье, помешательство.
Придя в себя, герой продолжает терзаться, но в это непростое для него время он знакомится с Соней Мармеладовой, доброй, кроткой, робкой девушкой. Она вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Однако, даже занимаясь этим непристойным делом, Соня остается нравственно чистой, духовно богатой, умеющей понять другого человека и сострадать. Встреча с ней становится для Родиона Раскольникова поворотной точкой в судьбе. Благодаря Соне молодой человек начинает возрождаться к жизни, исцеляться от душевных мук. Девушка приобщает его к Библии, которую читает сама, объясняет некоторые моменты из священной книги. С каждой новой встречей, с каждым новым разговором Раскольников начинает понимать, что Соня – родственная душа, она способна понять, оправдать, простить и поддержать. Только ей герой смог признаться в том, что тяжким грузом все это время лежало на его сердце. Чувствуя поддержку девушки, он открыл ей свою душу, рассказал о своих мучениях, не умолчал и об их причине. Соня убеждает Раскольникова признаться в убийстве, покаяться перед народом за совершенное преступление. Молодой человек внял ее совету: он вышел на перекресток, поклонился на все четыре стороны, попросил прощения у прохожих, а потом пошел в полицейский участок к следователю и чистосердечно рассказал об убийстве двух женщин. Порфирий Петрович, который вел дело, был не только умным человеком, но и отличным специалистом. Он уже давно догадался, что Раскольников и есть тот самый убийца, который лишил жизни двух сестер.
После суда бывшего студента-убийцу отправляют на восемь лет каторги в Сибирь. Соня, как верная подруга, едет за партией арестантов, чтобы и там всячески поддерживать Родиона Раскольникова. Отношения с другими арестантами у него складываются непросто: Раскольникова не понимают, над ним смеются, называют безбожником. Молодой человек много думает о своей судьбе, загубленной жизни, ему было стыдно и обидно. От этих мыслей он, как и в первое время после преступления, вновь заболел, долго лежал в госпитале, лечился. Выздоровление шло медленно и тяжело. Соня все это время навещала его и поддерживала, как родного человека, писала письма матери и сестре о состоянии их сына и брата.
Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа-исповеди, показывает весь трагизм жизни низших слоев общества, весь ужас унижения личности нищетой, равнодушием власть имущих, царящее в обществе поругание чести и достоинства. Это произведение – своеобразное обвинение миру насилия и эксплуатации, миру, который толкает людей на отчаянные поступки, преступления не только против закона, ни и против собственной совести.