Для того чтобы понять, что является причиной преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», необходимо вникнуть в суть его теории. Главный герой никогда не решился бы на убийство, если бы не верил в созданную им концепцию.
Раскольников наделён многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью и состраданием. Он стремится помочь обездоленным, глубоко переживает чужие несчастья, готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Его судьба могла сложиться совершенно иначе, если бы не трудные жизненные обстоятельства, без всякой надежды на лучшее. Бывший студент, находясь в состоянии крайней нужды, ежедневно становился свидетелем несправедливости, касающейся людей, терпящих бедственное положение. Он видел вокруг себя одну нищету, бесправие, грязь, пороки. Серый город давил на него своими узкими зловонными улочками, Раскольников задыхался и был не в силах больше терпеть столь жалкое существование. Лишь в такой обстановке, где был вынужден находиться главный герой, могла зародиться его бесчеловечная теория. В результате долгих размышлений он пришёл к выводу, что все люди делятся на два типа. Его теория основывается на противопоставлении, на возвышении одних представителей человеческого рода и унижении других.
К первой категории относятся простые обыкновенные люди, среди которых находился он сам. Их большинство. Единственным призванием «тварей дрожащих», по мнению Раскольникова, было размножение и безоговорочное подчинение представителям другой категории. Он называл их «материалом, служащим единственно для зарождения себе подобных». Основными составляющими их жизни являются жестокость, распутство, пьянство, нищета и болезни. У этих людей не было права на собственное мнение, они должны были всю свою жизнь прислуживать тем, кто находился выше них. Они не заслуживали к себе сожаления, не могли изменить свою участь. Их жизнь ничего не стоила, и ей можно было жертвовать для достижения великих целей.
Вторая категория состоит из особенных, избранных людей. Их мало, но именно они вершат судьбу мира. Они руководят людьми, совершают научные открытия, развивают культуру, искусство, покоряют просторы. Все великие дела принадлежат именно представителям этой категории. Для «право имеющих» преступление – обыкновенный поступок, ведь его необходимо совершить ради высшей цели. Они могут и должны уничтожать всё на своём пути. Большинство из них действительно верит, что спасает мир, поэтому их совесть чиста. Родион и сам искренне верил, что преступление может быть совершено во благо. Своему поколению эти люди часто кажутся жестокими тиранами, но потомки почитают их как великих деятелей мирового значения. Они меняли жизнь и ни перед чем не останавливались, разрушая старое. К их числу Раскольников относит своего кумира Наполеона I, а также Соломона и Магомета. К ним он хочет причислить и себя самого, но для этого ему нужно пройти испытание. Главному герою необходимо было знать, что он относится к категории «право имеющих». Именно желание доказать себе, что он особенный, толкает главного героя на убийство старухи-процентщицы.
В основе этой теории лежит мысль о том, что счастье для большей части людей возможно только после уничтожения «лишних» индивидуумов. Раскольников уверен, что на земле нет справедливости и миру необходим спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст новое. Но путь к всеобщему счастью он видел только через насилие и пролитие крови. Попытка Раскольникова выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий» приводит его к решению избавить мир от бесполезного создания в лице Алёны Ивановны. Желая сделать мир лучше и исправить существующую несправедливость, главный герой становится убийцей. Однако совершённое зло не принесло никому пользы и с этого момента начинается опровержение его теории.
Преступление стало началом всех душевных терзаний Раскольникова. Он испытывает муки совести, страшится наказания за содеянное, боится случайно выдать себя, поэтому уединяется и отгораживается от всего окружающего мира. Студенту не удалось пройти испытание, он не смог равнодушно переступить через кровь. Осознание бессмысленности совершенного убийства легло тяжёлым грузом на душу главного героя. Но он не был ещё готов распрощаться со своей теорией, поэтому продолжал считать её правильной. Сомнение теперь заключалось лишь в его принадлежности к сверхлюдям. Теория, которая должна была изменить жизнь Раскольникова в лучшую сторону, сделала её только хуже. Теперь он понимал, что находится в полнейшей изоляции от общества. Он видел, что убив старуху-процентщицу, он убил самого себя. Самое ужасное, что сознание истины не может прийти в таком одиночестве, все мысли Родиона были заняты лишь идеями и возможными просчётами в его теории.
На самом деле, главному герою просто было необходимо, чтобы его кто-то выслушал и облегчил страдания. И этим человеком стала Сонечка Мармеладова, которая тоже была преступницей, нарушившей закон нравственности. Она смогла повлиять на Раскольникова, и он сознался в совершённом убийстве, получив заслуженное наказание. Однако осознание всей тяжести собственной вины и раскаяние дались ему не сразу. Даже на каторге Родион продолжал оставаться верным своим принципам. Только благодаря доброте и безграничной вере Сони, не побоявшейся отправиться за ним следом, он смог в результате отказаться от своей теории. Главный герой осознал, что все люди равны, и каждый заслуживает быть счастливым, а этого счастья можно достигнуть, помогая окружающим и соблюдая христианские заповеди. Соответственно, преступление не может возвысить человека, оно вообще недопустимо в человеческом обществе. Раскольников понял, что все его идеи абсурдны и нелепы. Жизнь развенчала его теорию и вернула заблудшего студента на путь истинный.
Нравственного воскрешения главного героя Ф.М. Достоевский в своём романе не показывает, он говорит только о его раскаянии и начале поиска истины. Но становится ясно, что правда, которая далась так тяжело, не позволит ему вернуться к прежнему образу мышления. Его теория стала результатом влияния общественного устройства на человеческое мышление и нравственность. Условия жизни и среда обитания способны превратить хорошего человека в опасного преступника, который верит в свою правоту. Именно это и хотел сказать автор, раскрыв суть теории Раскольникова.