Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение по литературе на тему «Трагедия народа в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)», в котором расскажем о трагических страницах истории казачества: о Первой мировой и Гражданской войнах.
Среди художественных произведений, интерес к которым с каждым годом не уменьшается, а наоборот, растет, относится шедевр М.А. Шолохова «Тихий Дон». Произведение, над которым автор работал в течение пятнадцати лет, рассказывает о самых трагических страницах истории казачества, среди которого родился и рос будущий писатель. Известный русский писатель М. Горький относил роман к таким работам, в которых даются широкие, талантливые и правдивые картины народной трагедии.
Первые страницы «Тихого Дона» захватывают внимание читателей повествованием об истории семьи Мелеховых, о начале их рода, описанием картин мирного труда, а также отношений между соседями в хуторе Татарском, где живут герои произведения. Мы узнаем о быте, традициях казачества, трудолюбивого, красивого и сильного духом народа, издавна селившегося на Дону. С большой любовью писатель рассказывает о страде как о важном событии в жизни казаков. На уборку хлеба выезжали, как на праздник, всей семьей, объединяясь с соседями, родными. Там, на поле, и застает хуторян страшное известие о войне. Эта горькая весть принесла страх и слезы, разлуку и горькие сожаления тружеников о неубранном урожае.
Трагизм войны слышится и в словах старичка-железнодорожника, провожающего составы с новобранцами. «Милая ты моя… говядинка!» — восклицает он. Словно скот на скотобойню увозят составы казаков далеко от отчего дома, от родного порога на войну, которая кидает людей под пули, высасывает все жизненные соки. Войны: сначала Первая мировая, потом Гражданская, — пройдут по станицам и хуторам, оставляя за собой сотни жертв. Не найдется ни одной семьи, в которой бы не оплакивали сына или брата, отца или мужа. «Чудовищную нелепицу войны» почувствуют все герои. Глазами тружеников, казаков, читатель видит, как конница топчет вызревшие хлеба, как погибают спелые колосья под подковами лошадей, как первая шрапнель покрывает густые ряды еще не убранной пшеницы. И каждый из героев, чья жизнь неразрывно связана с землей, глядя на неубранные валы хлеба, полегшие под копытами, воскрешал в памяти свои десятины, и сердце черствело. Война меняла людей. Григорий с интересом наблюдал за казаками и видел изменения, которые происходили с товарищами по сотне. На каждом лица война оставила свой след, в каждой душе посеяла свои злые семена. Изменился и сам Григорий. Война будто высосала с лица румянец, окрасила желчью. Огрубело его сердце, будто солончак в сухую и жаркую погоду, перестала впитывать в себя жалость. Он играл и своей, и чужой жизнью, прослыл храбрым казаком, получил четыре Георгиевских креста и четыре медали, однако герой как никогда отчетливо понимал, что никогда ему не удастся стать прежним. Война нравственно калечила, не было четкого понимания, зачем и почему люди убивают друг друга. И только в госпитале Григорий узнает от большевика Андрея Гаранжи жестокую правду о том, что ни в чем неповинные люди погибают, защищая чужие интересы.
Вернувшиеся с фронта казаки на хуторе Татарском жило спокойно. Они отдыхали в родных куренях, отъедались рядом с женами. Однако никто пока не догадывался, что «горшие беды и тяготы» караулят казаков у порогов их куреней. Гражданская война ворвались в жизнь, разрушая семьи, ломая привычный уклад жизни, уничтожая то, к чему привыкали казаки и что строили веками. Она погасила братские чувства, разделила родных на два лагеря: белых и красных, заставила пойти брата против брата, сына против отца. Все Обдонье жило в эти дни какой-то придавленной жизнью, потаенной. Словно страшная мгла нависла над будущим, невозможно было понять, что ждет народ впереди.
Пантелей Прокофьевич с горечью замечает, что семья, раньше большая и дружная, распадается на глазах. Сыновей забрала из родного куреня, поселила в нем страх за них. В отношениях появилась раздражительность и отчуждение. Не единой, как раньше, семьей садились за стол, а словно дальние знакомые, чужие друг другу люди. И причина тому – война, и Пантелей Прокофьевич это отчетливо понимал.
С приходом новой власти богатые дома обложили контрибуцией, начались аресты и расстрелы. Мирон Григорьевич Коршунов со злостью ругал советскую власть, обвинял ее в том, что из-за нее рухнула привычная жизнь. Один из богатых казаков в Татарском, он говорил, что свое богатство он заработал потом и кровью, «хрип гнул, потом умывался», и не может он жить равно с теми, кто даже пальцем не шевельнул ради того, чтобы выйти из нужды. Гражданская война лишит его не только семьи и дома, но и самого ценного – жизни.
Меткую и точную характеристику происходящим событиям дает Петр Мелехов. Видя, как круто меняется жизнь, он с возмущением говорит, что народ разделили, словно борозду плугом: одного – в одну сторону, а другого – в другую. Люди настолько изменились, что один другого уже перестал понимать. Петр сразу сообразил, что ему не по пути с красными, а вот его брат мечется, не может определить, чью сторону принять. В разговоре с Григорием старший из братьев Мелеховых признается, что он «на свою борозду попал», и если все казачество против красных, то и он против. Война в какой-то мере радовала Петра. Он желал стать офицером, и обстоятельства давали ему такую возможность. У него был довольно простой взгляд на жизнь, не брезговал казак брать у побежденных что-либо, что могло пригодиться ему в хозяйстве.
Григорий был другим. Война не доставляла ему никакой радости, только усталость накапливалась, наваливалась на него тяжким грузом. Ему хотелось отвернуться от всего, что происходило вокруг него, от бурлящей ненависти, вражды, крови и страданий. Он всей душой мечтал походить по вспаханной земле, заниматься мирным крестьянским трудом, вдыхать ни с чем несравнимый запах чернозема и молодой травы, готовить утварь к весенним работам. Ему хотелось мира и тишины. Однако позади все было непонятно, путано, противоречиво, а впереди тоже ждала неизвестность. «Народ стравили», — делает свои выводы о происходящих событиях Григорий Мелехов. Автор от себя добавляет: «Набычился народ, осатанел».
Осатаневший Михаил Кошевой убивает Петра Мелехова, в Татарском безжалостно застрелил деда Гришаку, сжег курень Коршуновых, а затем еще семь домов. Мстя за погубленную семью и разрушенное хозяйство, Митька Коршунов недрогнувшей рукой вырезает всю семью Кошевого. Гражданская война сделала его еще более жестоким, бесчувственным человеком. Он служил в карательном отряде войска Донского, выполнял самую «грязную» работу: допрашивал, убивал, калечил, — отчего его прозвали драконом. Никто не выходил из-под Митькиной руки живым. Митька лично казнил Подтелкова и его команду близ хутора Пономарева.
Особую жестокость автор и вместе с ним и читатель видят в казни командира отряда Лихачева, которого захватили повстанцы. Его не расстреляли, а зверски зарубили конвойные. Еще живому, ему отрубили руки, нос, уши, исполосовали шашками лицо, выкололи глаза, надругались над его красивым, сильным телом и только потом отрубили голову. Жестоки и сцены расправы над двадцатью пятью коммунистами во главе с Иваном Алексеевичем Котляровым. Конвойные, согнав их в кучу, как скот, били долго и немилосердно, а потом тридцать верст гнали по хуторам и станицам, где их встречали разъяренные толпы баб, стариков, подростков. Коммунистов били, плевали в их залитые кровью лица. Глубоко потрясает то, что жестокость просыпается не только в мужчинах, воинах, защитниках, но и в женщинах и детях. Убийство, казнь становятся для них веселым зрелищем, поэтому и спешат ярко выряженные, будто на праздник, казачки на казнь Подтелкова и его отряда. Многие женщины вели с собой детей, не задумываясь о том, что убийство противоречит женской натуре, а сцены жестокости не предназначены для детских глаз.
Читателю бесконечно жалко становится Ильиничну, которая вынуждена была садиться за один стол с Мишкой Кошевым, своим зятем и убийцей своего первенца.
Войны прошлись по судьбе казаков и стали настоящей трагедией для сильного и гордого народа. Они посеяли смерть и злобу, отняли у матерей и отцов их дорогих сыновей, у жен – любимых мужей, у детей – заботливых отцов, разрушили вековые традиции, разбили семьи, ожесточили людей. Страницы этой величайшей трагедии так правдиво и объективно показаны в романе-эпопее «Тихий Дон», что читателю невозможно не прочувствовать всю глубину народной трагедии.