Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков) Сочинения по литературе

«Мастер и Маргарита» – это шедевр Михаила Булгакова, который раскрывает самую большую проблему в жизни человечества: добра и зла. Что такое добро и что такое зло на самом деле никто не знает. Поэтому существует много теорий и предположений на эту тему. Михаил Булгаков в романе по-своему показывает добро и зло. Последнее здесь представлено образом Воланда и его свиты: Коровьева, Азазелло, кота Бегемота и Геллы. Интересно, что описание этих персонажей не несет в себе негативного оттенка. Булгаковское зло выступает в роли справедливого судьи. Оно наказывает только тех людей, которые в чем-то провинились, и не приближается к хорошим людям, праведникам.

На создание образа Воланда Булгакова вдохновил Гете и его произведение «Фауст». В эпиграфе к роману он цитирует «Фауста». Воланд в романе Михаила Булгакова – это образ сатаны, который так же, как и Фауст, стремясь сделать зло, всегда делает добро. Он является единственным персонажем, который фигурирует в двух сюжетных линиях романа: истории об Иешуа Га-Ноцри и современной автору Москвы. Воланд появляется в городе, чтобы посмотреть на современных москвичей, изменились ли они. Он устраивает им мини-тест, который жители с треском проваливают. Первое его появление происходит в аллее, где ведут беседу об Иисусе Христе поэт Бездомный и литературный редактор журнала, писатель Берлиоз. Автор дает такое описание персонажу: «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был одет в дорогом сером костюме…». Помимо этого, он имел глаза разного цвета: один глаз был зеленый, а второй – черный. Не придавали ему шарму и кривой рот, и черные брови, одна из которых была выше другой. Воланд знакомиться с первыми москвичами и удивляется тому, что они не верят в Бога. Ведь если нет Бога, то нет и его, сатаны. То же самое по определению Булгакова: если нет зла, значит, нет и добра. Как мы можем узнать добро, если мы не знаем зла? Воланд видит глубину их духовного падения, и это его забавляет. Он собственно и прибыл в Москву, потому что она стала центром греховности и распутства. Он представляется профессором черной магии, который хочет провести сеанс в театре Варьете. Это самое лучшее место, где можно увидеть человека в толпе. Именно в толпе он теряет свое обличие и позволяет себе все, что побоялся бы сделать в одиночку. Психология гласит, что в толпе люди не несут ответственности за свои действия, ведь не понятно, кто и что совершил. И Воланд это прекрасно понимает. В театре он рассматривает людей, наблюдает за их поведением и как тот, кто жил еще во времена Иешуа, делает выводы, что люди не очень-то изменились. Все также любят деньги, все также легкомысленны, но и милосердие им не чуждо, вот только квартирный вопрос их испортил. Сам он в произведении, по сути, никому лично не причиняет зла, все делают его помощники, но только с его позволения. Рассмотрим поближе свиту профессора черной магии.

Одним из самых приближенных является Коровьев или, как его еще называют, Фагот. Согласно одной из теорий, он похож на персонажа Достоевского. Возможно, Булгаков намеренно воспользовался тем образом. В романе так описан его внешний вид: «Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет». Воланд называет его Фаготом. Это прозвище однозначно как-то связано с названием музыкального инструмента. Фагот – это длинная и гибкая труба. Персонаж из свиты Воланда высокого роста и любит прогибаться перед каждым встречным: «За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» Помимо этого, его речь выглядит очень мелодичной. Он то кричит, то воет, то растягивает слова, то говорит козлиным голосом, то пищит: «…козлиным голосом запел длинный клетчатый…», «заорал дребезжащим тенором…» Коровьев представляет себя переводчиком профессора черной магии Воланда и говорит, что он бывший регент церковного хора. Фагот не отказывает себе в удовольствии поговорить с жителями Москвы и поиграть с ними в свою игру. Коровьев – очень хороший актер. Он любит разжалобить людей, показать, что хорошо понимает все их бедствия и сожалеет обо всех несчастьях на Земле. Но как только человек повернется к нему спиной, он либо идет к Воланду и рассказывает о его пороках, либо же сдает его местным властям. Этот образ не имеет аналогов. Сатана говорит о его происхождении и четко дает понять, что Коровьев – это не один из падших ангелов. Он когда-то был человеком. Но одна его неуместная шутка превратила Фагота в того, кем он сейчас является. Из свиты Воланда именно Коровьев является тем, кто больше остальных контактирует с людьми. И все-таки в нем осталось что-то человеческое. Это подтверждает один из эпизодов романа, когда он находится на балу сатаны. Именно Коровьев помогает Маргарите справиться с эмоциями, подсказывает, как она должна себя вести. Он прекрасно понимает насколько ей непросто и испытывает к ней жалость. Его настоящее лицо мы видим в последнем эпизоде. И там оно тоже человеческое. По моему мнению, Булгаков не зря приблизил вплотную Коровьева к Воланду и отчетливо дал понять, что он больше всех претендует на роль его правой руки. Возможно, люди страшнее, чем сам сатана. Это они обнимают и гладят по спине в тяжелые моменты жизни, но как только человек отвернется, в ту же спину вонзают кинжал. Таким был и Коровьев. Хотя автор не судит его за мелкие шалости, ведь в романе Фагот наказывал людей, которые этого заслуживали.

Второй представитель свиты – Азазелло. О нем есть воспоминания в Ветхом Завете. Там он Азазель, темный демон пустыни. За легендой Бог приказал своим ангелам уничтожить его, но он был настолько силен, что никому не удалось это сделать. Поэтому Бог отправил его в ад. Этот падший ангел научил людей создавать оружие и изготовлял женские украшения. Также Азазель был тем демоном, который научил женщин использовать краски для лица. В романе Азазелло создает крем для Маргариты. Он всегда появляется из ниоткуда с большим желанием убивать: «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий». В произведении именно Азазелло достается роль палача. Он имеет много идей, как можно наказать порочных людей. Это он отправляет Лихачева в Ялту и разбирается с дядей Берлиоза, который приехал за наследством. Но Азазелло не спешит наказывать людей, он знает свое место и потому все время спрашивает разрешения у Воланда: «Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?» Этот образ – один из самых страшных в романе, несмотря на наличие в нем сатаны. Он жестокий и бессердечный хищник и убийца.

Еще один из свиты Воланда – кот Бегемот. Этот персонаж, несмотря на то, что он принадлежит к силам зла, является одним из литературных любимцев. Булгаков умело создал этого кота и наделил его человеческими качествами. Бегемот сидит за столом, пьет из стакана, ездит в общественном транспорте, отсылает телеграммы и, наконец, говорит. Его имя, Бегемот, так же как и Азазелло, взято со страниц Ветхого Завета. Это демон морей. В романе кот в основном заботится о своем благе. Он воплощает один из смертных грехов – ненасытность. Бегемот также может превращаться в человека, отдаленно напоминающего кота. Это значит, что он оборотень. Поначалу кот кажется милым большим существом. Но уже в театре мы видим сцену, как тот одним махом отрывает голову служащему.

Последней и видимо новенькой в свите является рыжая бестия Гелла. Она редко появляется на страницах романа. После ее встречи с директором Варьете становится понятно, что она вампир. Ее укус превращает его на вампира. Ее именем раньше называли потерянных девушек, которые сходили с острова и не возвращались домой. Булгаков так описывает ее внешность: «…вместо них появилась в передней совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическим блеском глазами».

Воланд и его свита являются злыми силами, которые всегда делали только добро. Они наказывали людей за греховные поступки, тем самым помогая добрым силам. Вероятно, что автор, используя эти образы, хотел подчеркнуть порочность русских людей. Ведь на фоне их греховности даже сатана и его свита выглядят праведниками. По сути Воланд не сделал никакого зла, да и его свита в основном была справедливой. Булгаковское зло – самое доброе в русском литературном мире.

Поделиться с друзьями
Ольга Серая

Учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры. Моя жизнь - книга, а я в ней - литературный персонаж.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий