Вся Россия – Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Вся Россия – Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад») Сочинения по литературе

Прочитав пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад», можно прийти к выводу, что вся Россия – это своего рода вишнёвый сад. В основе произведения лежит социальная тема – гибель дворянских усадеб, их переход к буржуазии. В этой пьесе отображаются различные стороны общественной жизни, выражающие национальный характер, русский народ в целом. Кроме того, здесь раскрываются перемены эпохи в целом: изменение дворянских устоев, разрыв культурных традиций, нравственные и духовные конфликты людей с различными взглядами. Автор изобразил жизнь в движении, отобразил исторические перемены и показал социальную трагедию на примере отдельных личностей, а также всего населения. Эту пьесу Чехов писал в начале 20 века, когда Россия находилась на пороге больших перемен. Тогда многие писатели пытались осмыслить происходящее, понять, что останется в прошлом и предугадать будущее. И Антон Павлович относился к их числу, а итогом его размышлений о судьбе Родины и всего русского народа стала фраза, произнесённая одним из героев пьесы: «Вся Россия – наш сад».

Целью автора было изобразить не сам вишнёвый сад, а отношение к нему действующих лиц. Герои стали яркими представителями своего времени, проявляя истинную сущность в чувствах к родной земле. Таким образом, в пьесе «Вишнёвый сад» тема прошлого, настоящего и будущего России занимает главное место.

Всех героев можно разделить на три группы, каждая из которых характеризует отдельный этап исторического развития России. К первой группе относится Раневская, Гаев и Фирс. Они символизируют прошлое, не оставляют надежды вернуть прежнюю власть. Такие люди не могут приспособиться к новой жизни, они не осмеливаются покинуть свою зону комфорта.  Вплоть до самой отмены крепостного права общество состояло из аристократов и крестьян. Дворянам не о чем было беспокоиться, налаженный раннее порядок вещей ограждал их от бытовых забот и гарантировал сытую, обеспеченную жизнь за счёт труда крепостных. Благодаря этому всё свободное время господа могли посвятить своему образованию и развлечениям, приносящим удовольствие. Сад для них был отдушиной, напоминал о тех беззаботных временах, когда они ни в чём не нуждались. Посредством этих образов Чехов хотел показать, что дворянству нет места в настоящем и тем более в будущем. Вся аристократия уходила в прошлое, унося с собой свои порядки и культуру. Но уходила она не потому, что изжила себя, а из-за неспособности своих представителей приспосабливаться к изменениям. Эти люди не умели принимать самостоятельные решения и не знали, что делать для того, чтобы сохранить свой сад, свою Россию.

Многие исследователи считают, что можно провести аналогию между Раневской и государем. Любовь Андреевна не может совладать со своим садом, но изо всех сил за него держится, продолжая жить воспоминаниями о былых временах. Так и  Николай II не хотел покидать престол, оказавшись неспособным сделать Российскую империю сильнее и улучшить жизнь своих подданных.

Фирс тоже относится к сторонникам бывшего жизненного уклада, но он является представителем крестьянства. Всю свою жизнь Фирс прислуживал семье Раневского и Гаева. Во время описываемых событий ему уже далеко за восемьдесят, а крепостное право было отменено ещё тогда, когда ему было около пятидесяти лет. Он мог бы изменить свою жизнь, начать всё заново, создать семью и быть свободным, но вместо этого выбрал карьеру лакея. В чём же заключалась причина такого решения? Дело в том, что мировоззрение крестьян уже было сформировано таким образом, что необходимость в прислуживании и привязанность к хозяевам передавалась по наследству. На протяжении многих лет они выполняли одну и ту же работу, никто и представить себе не мог другой образ жизни. Обретённая свобода для большинства крестьян стала не подарком, а тяжёлым испытанием. Лишь спустя не один десяток лет, их потомки стали иначе относиться к этим социальным переменам.

Исключением из представителей уходящего дворянства является Борис Борисович Симеонов-Пищик, который смог приспособиться к новой жизни. Он был рад строительству железной дороги, часть которой прошла по его земле и принесла ему неплохую прибыль. Далее он стал сдавать в аренду свои участки, снова отыскав способ заработать деньги.

Новый виток в развитии России рождают представители «новой жизни», одним из которых является Лопахин. Он купец, но не в том понимании, которое было раньше. Он получил образование, умел грамотно мыслить и рассуждать, с уважением относился к культуре уходящего времени и ценил красоту окружающего мира. Наверное, он единственный, кому действительно была не безразлична судьба сада. Он понимает, что сад – это не просто деревья, а и участок земли, который может получить новую жизнь даже после вырубки.

Будущее России в пьесе изображено в образах семнадцатилетней дочери Раневской Ани и «вечного студента» Пети Трофимова. Именно они могли преобразить родное государство, по мнению А.П. Чехова. Аня была готова окончательно проститься с прошлым, в отличие от своей эмоциональной матери. Она энергичная, решительная, с энтузиазмом и радостью ждёт грядущие перемены. Аня стремится к новой жизни, убеждая Раневскую в том, что дальше будет только лучше. Она обещает маме посадить новый сад, роскошнее прежнего. В этом заключается уверенность автора в том, что Россию ждёт светлое будущее, которое будет намного лучше настоящего. Именно Аня является символом обновления окружающего мира, не зря Петя называет её весной.

Петя Трофимов – ещё один человек будущего в пьесе. Его называют «вечным студентом», потому что он никак не может закончить университет. Петя мечтает обойти жизненную суету, быть свободным и счастливым, поэтому смотрит только в будущее. Настоящее представляется ему всего лишь пошлостью, которую можно искоренить самоотверженным трудом на благо отечества. Именно ему принадлежит философская фраза «Вся Россия – наш сад».

На примере этих персонажей автор изобразил все социальные изменения в стране. После отмены крепостного права всё общество разделилось на два лагеря: сторонников и противников происходящих событий. Причём таковые имелись во всех слоях, не только в рядах представителей дворянства. Продажа сада и расставание его обитателей символизируют новую эпоху. Начало 20 века характеризуется разрушением «дворянских гнёзд», потерей родственных связей. В дальнейшем всё это приведёт к началу кровопролитной гражданской войны. Неспособность слышать и понимать друг друга всегда приводит к конфликту, именно от этого и пытался предостеречь А.П. Чехов.

Будущее России представлено в пьесе «Вишнёвый сад» неопределённым. Оставляет надежду только фраза «Мы насадим новый сад». Однако тех, кто способен это сделать в самом произведении не оказалось. Это говорит о том, что писатель не видел в своём окружении таких людей, которые бы смогли создать светлое будущее для родного государства. А.П. Чехов прощается в этом произведении со старым поколением, с былой интеллигенцией. Наступила эпоха грубых и прагматичных людей, таких как Лопахин.

Пьеса «Вишнёвый сад» – предупреждение, символом грядущих перемен в ней стал звук топора, которым вырубали деревья в саду. Именно это напомнило о неотвратимой гибели дворянской России. А в последней сцене старый и больной Фирс оказался заколоченным в доме. Так получилось, что все герои, занятые своими заботами, совсем забыли о нём. И становится ясно, что бедный старик Фирс обречён на гибель из-за равнодушия окружающих, олицетворяя собой уходящую эпоху. Уходит прежняя Россия, а за ней и люди, которые в ней жили.

Финальная сцена содержит в себе основную идею всей пьесы – старый жизненный уклад безвозвратно исчезает в прошлом, а на смену ему идёт совершенно новое и неизведанное. Именно из-за этой неизвестности будущее так сильно и тревожило А.П. Чехова. Он не ожидал перемен к худшему, но и предвестников лучшей жизни не видел. Ему оставалось только верить и надеяться, поэтому писатель смело смотрел в глаза своей судьбе, стараясь быть готовым к любым её переменам.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий