Сочинение: Характеристика фамусовского общества в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Характеристика фамусовского общества в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) Сочинения по литературе

Характеристика фамусовского общества в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» помогает понять общественно-политическую жизнь, современную автору. И хотя содержание непосредственно связано с исторической эпохой, конфликт произведения намного шире — столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», двух поколений, абсолютно разных не столько по возрасту, сколько по взглядам, жизненным целям.

Комедия «Горе от ума» написана в 1824 г. В основе — бытовой сюжет: дворянин после путешествия возвращается к возлюбленной, но она, обиженная долгим отсутствием, распускает сплетню о его сумасшествии, поэтому герой вынужден уехать. Вторая сюжетная линия рисует морально-нравственное состояние русского дворянства.

Консервативный «век» представляет Павел Афанасьевич Фамусов (в его доме-то собственно и разворачивается действие комедии), а также знакомые и родственники этого богатого и знатного барина. Князья Тугоуховские с дочерьми, чета Горичей, старуха Хлёстова, полковник Скалозуб и другие — всех их объединяет одна точка зрения на жизнь. Законы этого общества построены на власти денег, лицемерии, связях.

Важнейший из них — чинопочитание. Неважны личные качества человека, умён он либо глуп, главное — он занимает более высокий чин. Тогда его необходимо уважать, «сгибаться вперегиб», «прислуживаться». И идеалом здесь, конечно, является покойник дядя Максим Петрович:

…не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!

Ради чинов и денег он забывает про стыд, достоинство, честь. Даже возраст не помеха в погоне за материальными благами: «старик» нарочно падает, веселя императорский двор. А окружающие, наоборот, восхищаются им: «Упал он больно, встал здорово».

И этот пример служит руководством к действию молодым. Так, Молчалин, секретарь Фамусова, старается быть незаменимым: он готов угождать «всем людям без изъятья» — хозяину, начальнику. Следуя этому правилу, он идёт по карьерной лестнице:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт…

Даже любовь не делает его лучше и чище. Молчалин оказывает знаки внимания Софье только потому, что она дочь начальника, а брак с ней сулит новые карьерные перспективы. Он не стесняется прямо сообщать об этом Лизаньке, за которой тоже пытается ухаживать, но тайно. Герой уверен, что та поймёт его, ведь служанка привыкла лгать и лицемерить.

Из чинопочитания вытекает ещё один порок — карьеризм. Особенно ярко он проявляется в образе Скалозуба, который «метит в генералы». Нельзя сказать, что полковник — трус (к примеру, он участвовал в Отечественной войне 1812 года и даже имеет награды). Но он безынициативен, меньше всего думает о пользе, что мог бы принести Отечеству. Его цель — новое звание, а «чтоб чины добыть, есть многие каналы…»

И тут же вырисовывается ещё один порок «тузов», как они сами себя называют, — кумовство. Важные должности раздают друзьям, родственникам, а не людям, действительно этого достойным. Тот же Скалозуб надеется сделать карьеру благодаря связям: «Довольно счастлив я в товарищах моих…»

У московской аристократии сильна власть авторитетов. Общественное мнение — главный судья, самое важное, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Интересный факт: верховодят здесь женщины. С каким восторгом вещает о них Фамусов (как тонко обыгрывает это Грибоедов — одни имена и восклицательные знаки, больше ничего, потому что и сказать-то про них нечего):

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

А что мужчины? Они под женским каблуком, превратились в «мальчиков», «слуг», «пажей». Отцы ищут дочерям мужей не просто с именем и деньгами, но и бессловесных, покорных. Чета Горичей демонстрирует нам типичный брак: Наталья Дмитриевна помыкает супругом, ставит его ниже то ли неразумного ребёнка, то ли лакея. Кстати, именно таким бы мог стать союз Софьи и Молчалина.

Невежество — ещё одна черта московского общества, которую обличает автор. Более того, мы видим презрение к образованию, даже страх перед науками: «Собрать все книги бы да сжечь». А в новом проекте, посвящённом школам, лицеям и гимназиям, по мнению Скалозуба, следует уделить внимание строевому шагу, оставив книги лишь «для большой оказии».

Именно поэтому на балу у Фамусова в центре оказывается французик из Бордо, которого «преподносят» гостям как нечто удивительное, изысканное. Дворяне слепо преклоняются перед всем иностранным.

А что же своё, русское? Простых крепостных не ценят, более того, даже как людей их не воспринимают. На одном уровне слуги и борзые, которых свободно обменивают между собой, не считаясь с тем, что разбивают семьи, отрывают детей от матерей. Старуха Хлёстова просит оставить подачки после ужина своей собачке и арапке, не видя между ними никакой разницы.

Конечно, этим «дельцам» абсолютно чужды взгляды Чацкого, который не желает прислуживаться, требовать «ни мест, ни повышенья в чин». Хотя герой пытается донести свои идеи, доказав их правоту, ему это не удаётся: его объявляют сумасшедшим и вынуждают покинуть не только бал, но и Москву.

Так детально разобрал А.С. Грибоедов все пороки фамусовского общества в знаменитой комедии «Горе от ума». Критику общественно-политического уклада продолжили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, указывая на несостоятельность подобных взглядов. Крепостное право, взяточничество, отсутствие патриотизма лишь тормозят развитие Отечества. Эти мысли выходят за пределы исторической эпохи, они актуальны и сегодня.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 3.75 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий