Характеристика героев в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» имеет особое значение, потому что необходимо понять сущность человека для того, чтобы правильно оценить его поступки. Это одна из самых популярных повестей о неразделённой любви в русской литературе. Здесь идёт речь об искреннем чувстве, о котором мечтают все представительницы женского пола. В основу произведения взята реальная история, услышанная Куприным в гостях у его друга губернатора Любимова. Писатель планировал написать рассказ, но идея его вдохновила на нечто большее. Три месяца создавал Александр Иванович «Гранатовый браслет», тщательно прорабатывая все детали.
Сюжет повести начинает разворачиваться на даче супругов Шеиных, где они праздновали день рождения главной героини – княгини Веры Николаевны Шеиной. Праздник проходил в кругу самых близких людей. В середине вечера Вера Николаевна получила неожиданный подарок – гранатовый браслет. Человек, который его подарил, решил остаться неизвестным, поэтому подписал записку только тремя буквами ГСЖ. Но всем сразу же стало понятно, что это давний поклонник Веры, который уже долгое время присылает ей любовные письма. Муж главной героини быстро определил кто это такой, и на следующий день с братом своей жены отправился к нему домой. Дверь им открыл мелкий чиновник по фамилии Желтков, он покорно забрал свой подарок и согласился исчезнуть из жизни Веры Николаевны, если она сама ему это скажет во время телефонного разговора. Разумеется, что Вера так и сделала, попросив его больше никогда не появляться в её жизни. На следующий день стало известно из утренних газет, что какой-то незначительный чиновник покончил жизнь самоубийством, указав в предсмертной записке, что он растратил казённое имущество.
А.И. Куприн уделил много внимания каждому персонажу, отведя большую часть повести для портретного описания. Таким образом, он раскрыл через внешность характер всех героев.
Вера Николаевна Шеина
Княгиня Вера Николаевна Шеина – жена Василия Львовича Шеина. Княгиня была воплощением идеальной представительницы светского общества, она соответствовала своему происхождению во всём: внешность, характер, манеры, образ жизни. Её мать была урождённой англичанкой, а отец – татарским князем. Вера Николаевна унаследовала свою холодную красоту от матери. О наружности главной героини писатель говорит совсем немного: она обладала привлекательной внешностью и гибкой фигурой с красивыми плечами. Черты лица были добрыми, но в то же время гордыми и надменными. Все окружающие восхищались её необычайной красотой и утончённостью.
Несмотря на то, что она была простой и дружелюбной женщиной, все её повадки носили черты аристократизма. Она была замужем уже долгое время, и хотя в её браке уже давно не было страстной всепоглощающей любви, Вера считала себя вполне счастливой. Её отношения с мужем напоминали нежную дружбу, полную уважения и взаимопонимания. Именно с дружбы и начинались их отношения, переросшие затем в семейные узы. Единственное, что беспокоило главную героиню – это отсутствие собственных детей, поэтому она отдавала всё своё нерастраченное тепло и ласку своим племянникам.
Основной чертой характера Веры Николаевны было спокойствие, чужие люди замечали в ней лишь холодную учтивость и порядочность. Только близкие люди знали Веру как весёлую, открытую и радушную личность. В первую очередь молодая женщина всегда думала о своём муже, зная о неудачах в его делах, старалась жить по средствам, чтобы не ставить его в неудобное положение. Считала, что лучше лишний раз себе отказать в чём-нибудь, чтобы облегчить заботы супруга.
Вера была честной женщиной и не скрывала от мужа ухаживания другого мужчины. Она уже 8 лет получала письма от тайного поклонника, но не отвечала ему взаимностью. Ей было искренне жалко Желткова, поэтому с пониманием относилась к сложившейся ситуации и не делала из неё проблемы. Только после смерти своего воздыхателя, главная героиня задумалась о том, что возможно это была истинная любовь всей её жизни. Это осознание далось ей нелегко, но слишком поздно. Находясь в доме Желткова, Веру посетило раскаяние и чувство стыда за то, что она не отвечала на его письма.
Василий Львович Шеин
Князь Василий Львович Шеин – это муж главной героини. Писатель не описывает толком ни его внешность, ни характер. Известно лишь, что это мягкий, спокойный, уравновешенный и отзывчивый человек. Он окружил заботой свою любимую супругу, относился к ней с уважением и не переставал восхищаться. Василий Львович занимал почётное место губернского предводителя дворянства, но это не помогало его финансовым делам – семья Шеиных находилась на грани полнейшего разорения. Причиной такого бедственного положения стало необходимое участие в светской жизни: званые обеды, балы и другие торжества. Князю было необходимо соответствовать своему титулу, чтобы сохранить родовое имя. Муж Веры Николаевны спасался от гнетущих мыслей рисованием забавных картинок и повествованием увлекательных историй. В конце повести Василий Львович проявляет благородство по отношению к тайному поклоннику своей жены, который писал ей любовные послания на протяжении целых восьми лет: он не унижает его и не скандалит, хотя имел на это полное право. Кроме того, он с пониманием относится к желанию Веры Николаевны проститься со своим воздыхателем. Как порядочный человек, он понимал привязанность Желткова и чувство вины собственной жены. Ему было искренне жалко человека, неспособного справиться со своими проблемами. По его мнению, Желтков не был виноват в сложившейся ситуации, никто не может совладать с такой сильной любовью.
Георгий Степанович Желтков
Георгия Степановича Желткова можно считать основным героем повести, потому что вокруг него закручивается весь сюжет и именно благодаря его образу И.А. Куприну удалось раскрыть главную тему. Об этом персонаже в повести говорится очень мало, только то, что это высокий молодой человек с кудрявой шевелюрой и худощавым телосложением, в возрасте 30-35 лет. Георгий Степанович живёт на съёмной квартире и находится в финансово стеснённом положении, потому что занимает незначительную должность в государственном учреждении. Он привык на протяжении жизни покорно сносить все неудачи, но не смог вытерпеть слов любимой женщины, просившей его исчезнуть из её судьбы. Он влюбился в Веру Николаевну с первого взгляда, повстречав её 8 лет назад на опере. На тот момент она была ещё одинока, но у Желткова не хватило духу признаться в своих чувствах и начать ухаживания. Он нашёл единственный выход для своей привязанности – письма, которые отправлял регулярно, несмотря на отсутствие ответа. Со временем княгиня стала для него единственным смыслом в жизни, в ней заключалась вся радость его существования. Но, тем не менее, он в письме, отправленном вместе с подарком, раскаивался за свою назойливость и просил прощения. Для Георгия Степановича благополучие любимого человека оказалось важнее собственного счастья, но он не смог пережить просьбу Веры прекратить всяческое общение, поэтому покончил жизнь самоубийством. Он любил княгиню настолько сильно, что не мог жить в этом мире, не имея даже малой надежды на осуществление свой мечты.
Анна Николаевна Фриессе
Анна Николаевна Фриессе была родной младшей сестрой княгини Веры Николаевны Шеиной. Её образ не играет для сюжета особой роли, но автор уделил описанию Анны гораздо больше внимания, чем главной героине. Если Вера походила на свою мать англичанку, то её сестра унаследовала черты отца татарина: узкие монгольские глаза и широкие скулы, невысокий рост, стройную фигуру, красивые и широкие плечи. У девушки было плохое зрение, поэтому глаза казались ещё более узкими из-за того, что она постоянно прищуривалась.
Анна Николаевна была прирождённая кокетка, она любила флиртовать с мужчинами, но при этом оставалась верна своему мужу. Ей было просто необходимо мужское внимание, не более того. Она любила смелые наряды, которые приличные девушки не могли себе позволить. В Анне Николаевне словно уживалось два разных человека, она была легкомысленной, но заботливой, истинно верующей, но любила азартные игры. Её расточительство не мешало девушке заниматься благотворительностью. У неё были очень хорошие взаимоотношения с сестрой, и Анна безмерно любила своих двух детей.
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны. Николай занимал должность заместителя городского прокурора. Это властный, строгий, рассудительный, прижимистый человек, добившийся успехов в своей карьере. Николай не женат и у него нет детей, всё своё время он посвящает продвижению по службе и заведению нужных связей. Он никогда не рассуждает о чувствах и не приемлет, когда нарушают нормы приличия, поэтому сразу же вызывается отправиться вместе с мужем Веры к её тайному поклоннику, чтобы заставить его прекратить докучать семейной паре. Общается он в грубоватой манере, проявляя своё высокомерие. Так он разговаривал и с Желтковым, особо не церемонясь, возможно именно его визит стал последней каплей в решении поклонника Веры расстаться с жизнью.
Яков Михайлович Аносов
Яков Михайлович Аносов – это хороший друг покойного отца Веры Николаевны Шеиной. Это военный человек старой закалки, он принимал участие в русско-турецкой войне и дослужился до звания генерала, но не зазнался и относился к простым солдатам на равных. В бою был ранен и практически потерял слух, поэтому на момент происходящих событий занимал должность городского коменданта. Основными его качествами были честность и благородство. Ему не удалось сохранить свою семью, поэтому он относится к Вере и Анне как к родным дочерям. Девушки отвечают Якову Михайловичу взаимностью и называют его дедушкой. Пожилой генерал был настолько совестливым, что даже выплачивал ежемесячно определённую сумму денег своей жене, которая подлым образом предала его, сбежав с другим мужчиной. Она быстро раскаялась и поняла свою ошибку, но Яков Михайлович отказался принять её обратно. Аносов – воплощение благородства и достоинства, поэтому его слова высоко ценятся всеми окружающими.
Несмотря на большое количество действующих лиц, главная роль в повести отведена вещи – гранатовому браслету. Это драгоценное украшение – символ искренней любви. Основная идея произведения А.И. Куприна заключается в том, что настоящая любовь существует, но её трудно вовремя заметить и оценить по достоинству.