Характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» и таблица, иллюстрирующая образ княжны, помогут понять женский идеал Толстого.
В романе-эпопее «Война и мир» огромное количество персонажей, в том числе женского пола. Среди героинь Толстого особое место занимает княжна Марья Болконская. Марья – воплощение истинной христианки. Это ее основное качество, отличающее от остальных героинь.
Княжна принадлежит к старинному дворянскому роду. Она живет вдали от городской суеты в родовом имении Лысые Горы. Ее общество составляют старый отец князь Николай Андреевич Болконский и мадемуазель Бурьен, ее компаньонка. Княжна не может похвалиться красотой. Она худа, неуклюжа, у нее тяжелая походка.
Украшением ее некрасивого лица были необыкновенные лучистые глаза. Толстой, используя художественную деталь как средство характеристики персонажа, неоднократно упоминает о глазах Марьи. Именно в них была скрыта ее душевная красота, которую автор ценит больше, чем внешнюю. Достаточно вспомнить холодную безупречную красоту Элен Курагиной, за которой скрывалась уродливая душа.
Николай Андреевич, смотрящий на внешность Марьи беспристрастно, считал, что из-за этого дочери сложно будет выйти замуж. Человек, польстившийся на ее богатство, не сделает ее счастливой. Можно надеяться, что кто-нибудь оценит ее ум, поэтому отец неустанно занимается ее образованием. Каждый день Марья приходила к нему заниматься алгеброй и геометрией. Остальной день он распределил ей так, чтобы она постоянно была чем-то занята, потому что праздность является источником пороков. После математики княжна музицировала, доводя до совершенства сложные пассажи.
У старого князя был сложный характер, он был требователен ко всем без исключения. Дочь его очень любила, почитала и боялась одновременно. Приходя к нему на уроки, она буквально обмирала под его пристальным взглядом. Все умные мысли улетучивались из ее головы, ей было гораздо проще решить задачу в одиночестве. Князь же возмущался ее «бестолковостью», не понимая, что это следствие его стиля преподавания. Марья стойко терпела его оскорбления, мечтая поскорее вырваться из кабинета. Она не обижалась на отца. Ей хватало мудрости понимать, что по-другому он не может выразить любовь и заботу о ней.
Княжна очень нежно относится к старшему брату Андрею. Она называет его ласково «Андрюша» и сама удивляется, что этот взрослый сильный мужчина и шаловливый мальчик из ее детства один и тот же человек. Провожая его на войну, Марья надевает ему ладанку на шею, искренне полагая, что она спасет брата. Войну Марья не приемлет, потому что она противоречит законам Спасителя, она может только молиться за души воюющих.
О характере княжны мы много узнаем в самом начале из ее письма к Жюли Карагиной, ее единственной подруге. Воспитанная строгим отцом, она очень требовательна к себе, но не осуждает поступки других людей. самым ценным качеством она считает прекрасное сердце. Одним из обладателей такового является, по ее мнению Пьер Безухов, которого она знает с детских лет. Для сравнения: светское общество считает его ничтожеством. Княжна не зависит от мнения света и не боится иметь свое мнение, даже если оно не совпадает с общепризнанным. Мари, как ее называли на французский манер, сочувствует Пьеру, получившему огромное наследство. Такое богатство даже для хорошего человека является большим искушением.
Марья гордая и благородная девушка. Она не относилась к тем, у кого от женихов отбоя нет. И все же когда Анатоль Курагин приехал к ней свататься, она отказывает ему. Она отметила его красивую внешность, он показался ей хорошим человеком. Хотя отец сразу разгадал подлую суть Анатоля, он предоставляет дочери право самой решить свою судьбу. Возможно, княжна приняла бы предложение Анатоля, но она увидела, как тот проявляет знаки внимания к мадумуазель Бурьен. Это определило ее решение, она решила не мешать влюбленным. Марья понимала, что Анатоль может быть ее последним шансом, что она рискует остаться старой девой, но она мечтала о любви. Без этого она не представляет семью.
Княжна очень верующая девушка. Она читает религиозные книги, помогать бедным. Во всех делах житейских она уповает на бога и во всем руководствуется законом божьим. Идет ли речь о браке, она говорит, что выполнит волю божью и будет хорошей женой. Рассуждая о чтении, она говорит, что читать нужно только полезные книги, не противоречащие христианской философии.
Христианское воспитание обеспечило наличие в ее характере множества положительных качеств. Она искренняя, добрая, честная, ей чужды кокетство и расчетливость. Она склонна анализировать свои поступки. Ее спокойный нрав помогает избегать конфликтов. Она смиренная и терпеливая христианка. Это не значит, что она абсолютно идеальна. И в ее душе находят место грешные мысли, но она старается с ними бороться.
Болезнь и смерть брата сблизили Марью с семьей Ростовых. Наташа стала ей подругой. За Николая она вышла замуж. С ним она была заочно знакома по письмам Жюли, которая очарована благородным молодым человеком. По ее мнению, «он так чист и полон поэзии». Она считает его своим другом. Когда Марья познакомилась с Николаем, ей не нужно было много времени, чтобы полюбить его. Она тоже ему сразу понравилась, но он долго не мог решиться сделать ей предложение руки и сердца. Их семья оказалась в сложной финансовой ситуации, и это останавливало Ростова. Он не хотел, чтобы выглядело, будто он хочет за счет женитьбы поправить свои дела. Любовь и здравый рассудок взяли верх и сделали счастье этой пары. Замужество позволило княжне развиваться морально и духовно. Она занимается детьми, ведет дневник, делая записи об их развитии.
На примере отношений Николая и Марьи Толстой показывает, какой должна быть идеальная семья. Марья даже позволила жить в своем доме Соне, бывшей невесте Николая. Ей очень нелегко, она корит себя за то, что плохо думает о Соне. Это раздражение по отношению к Соне лишает княжну идеальности, но это даже лучше. Она обычная девушка, которая работает над собой и старается стать выше и чище.
В Марье воплотился идеал патриархальной женщины. Она наивна, непрактична, но добра и заботлива. Она поддерживает мужа и любит своих детей.
Образ Марьи Болконской
Составляющие образа | |
Черты характера: | Цитаты |
Милосердие | «А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их» (Андрей Болконский). |
Религиозность | «… религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния…». |
Равнодушие к богатству | «… желаю быть беднее самого бедного из нищих». |
Умение любить | «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и любви». |
Смирение | «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». |
Взаимоотношения с другими действующими лицами | |
Отец | Любит его, но иногда испытывает страх перед ним. Отец обращается с ней строго, иногда жестоко. На самом деле, он просто боится потерять ее. |
Князь Андрей | Между братом и сестрой нежные отношения, они дорожат друг другом. |
Жюли Карагина | Жюли единственная подруга Мари. Они постоянно переписываются и доверяют друг другу сокровенные мысли. |
Наташа Ростова | Наташа стала подругой Марьи, когда Андрей был ранен на войне и обе женщины ухаживали за ним и молились за него. Общее горе сблизило их. |
Николай Ростов | Они полюбили друг друга и стали супругами. |
Анатоль Курагин | Сватался к Марье, мечтая о ее приданном, считал ее чудовищно некрасивой. Она, застав его с мадемуазель Бурьен, пыталась устроить их счастье. |
Отношение автора | Автор любит свою героиню. Он показыва6т на ее примере, что красота внутренняя гораздо важнее внешней. Толстой сам был верующим человеком и наделил этим качеством свою героиню. |
Мнение критиков | |
Н. Н. Страхов | «Несмотря на все ее слабости, этот образ достигает почти ангельской чистоты и кротости, и по временам кажется, что его окружает святое сияние». |
М. К. Цебрикова | «… нельзя ничего сильнее сказать против порядка, закрепляющего женщину, что сказано этим примером любящей, безответной, религиозной княжны Марьи, привыкшей всю жизнь свою отдавать другим…». |