Характеристика Мцыри по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (+таблица)

Характеристика Мцыри по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова Сочинения по литературе

Предлагаем вниманию читателей нашего журнала характеристику главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри», которую можно успешно использовать при подготовке домашнего задания.

Характеристика Мцыри

Романтическая поэма «Мцыри» создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Центральным образом произведения является послушник монастыря, что на грузинский язык переводится как «мцыри». Это слово автор использовал в качестве имени для своего героя.

Произведение начинается с предыстории героя. Когда он был ребенком, его взял в плен русский генерал и повез в Россию. Ребенок, разлученный с родными, в дороге тяжело заболел и стал обузой для генерала. Он оставил его в монастыре, где мальчика вылечил старый монах. Предыстория Мцыри говорит о его свободолюбивой натуре и любви к родине. 

Основной сюжет начинается с того, что Мцыри готовится стать монахом. Мцыри физически выздоровел, но душевная рана продолжала мучить его. Внезапно он исчез из монастыря, а через несколько дней его нашли недалеко от монастыря. Он, израненный, без сознания лежал на земле. Основная часть поэмы представляет исповедь о жизни за монастырскими пределами.

Самым главным в его рассказе было то, что он жил в эти три дня. Свое пребывание в монастыре он не может назвать жизнью. Без родной земли Мцыри погибает. Она необходима ему, как воздух. Все годы, что герой находился в монастыре, он мечтал вернуться в родной аул. Ему нужны тревоги, битвы, любовь. Спокойная жизнь не для него. Герой находится в единстве с природой. Буря, гроза, горы являются его стихией.

Мцыри привык к жизни в монастыре, боль его со временем притупилась.  Он думал, что забыл о родных местах. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной аул, реку, сестер. Сознание сохранило его воспоминания.

Для характеристики Мцыри важную роль играют встреча с грузинкой, бой с барсом и разговор с рыбкой. Встреча с девушкой говорит о том, что герой мечтал о простом человеческом счастье, о любви, семье.

Юноша понимал, что живет в плену, подобно раненому зверю. Эта ассоциация вызвана эпизодом встречи с барсом. Между ними завязалась битва, в которой одержал победу человек. Этот поединок доставил радость осознания своей мощи, в то же время Мцыри испытывает уважение к противнику. Это кульминационный эпизод в поэме.

Рыбки уговаривали его уснуть, призывали к покою, но юноша остался верен себе. Он не променял бурную, тревожную жизнь на покой.

Образ Мцыри соответствует образу романтического героя. Он одинок, окружение не понимает его. Хрупкий внешне, он проявляет необычайную духовную силу. Он пытается противостоять обстоятельствам, но его попытка заканчивается смертью. Пока в нем была жива надежда достичь родного края, она питала в нем физические силы. Силы оставили его, когда он понял, что вернулся к стенам монастыря и его попытка не удалась. Герой отказывается от пищи, он не хочет бороться за жизнь, не хочет жить в плену.

Герой соотносится с автором. Лермонтову, так же как и Мцыри, душно в обществе, окружающем его. Так же, как Мцыри, он пытается убежать и погибает.

В судьбе Мцыри соединилось много противоречий, поэтому он не мог быть счастлив. Свободолюбие и монашество, буйный нрав и смирение, любовь к родине и жизнь на чужбине. Столкновение этих обстоятельств привело к внутреннему конфликту, с которым Мцыри не смог и не захотел справиться. Мятежный характер, стремление к свободе, целеустремленность являются ключевыми качествами характера Мцыри.

Таблица

ПланПримеры, цитаты
1.Внешность«Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник». «Он страшно бледен был и худ…», когда его нашли монахи.
2.Поступки«Бродил безмолвен, одинок, Смотрел вздыхая на восток…» «Как вдруг однажды он исчез…»
3.Черты характераГордость: «Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал». Страстность, свободолюбие: «Таких две жизни за одну, Но только полную тревог…» «…Душой дитя, судьбой монах». Бесстрашие: борьба с барсом. Сильный: «Но в нём мучительный недуг развил тогда могучий дух». Свободолюбие, бунтарство: .»..сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».
4.ЧувстваГоречь, сожаление: «Я мало жил, и жил в плену». «…Умру рабом и сиротой». «…Но с жизнью жаль расстаться мне». «… я также мог бы жить!» Одиночество: «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»
5.Речь, словаЕго речь отличается образностью и страстностью.
6.Взаимоотношения с людьми«…помощи людской я не желал. Я был чужой для них». «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Все же старика, который его воспитал, он называет перед смертью отцом.
7.Авторское отношениеАвтор симпатизирует герою.
Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий