Немаловажную роль в романе «Герой нашего времени», которое написал М.Ю. Лермонтов, сыграла композиция, а так же хронологическая последовательность глав.
Данный роман стал основоположником среди лирико-психологических. Многие читатели уверены, что в образе Печорина проглядывается сам Лермонтов. Но автор отрицал это, и говорил, что данным образом он пытался показать современника.
В романе мы видим совершенно новую композицию, которая отличается от классической. Тут наблюдается несколько экспозиций, развязок и кульминационных моментов. А так же нарушается хронология событий. В прологе автор доносит до нас ту цель, которую он поставил перед собой, приступив к написанию. Пролог представлен в виде разговора с читателем. Роман делится на пять частей. Каждая, из которой по-своему своеобразна и интересна.
Например, в первой части мы видим три главы. Общее в них – это путешествие автора на поезде, а так же его первая встреча с Максимом Максимовичем. Его фигура является ключевой в данном романе и помогает лучше разобраться с образом главного героя.
Начиная с первой главы, автор повествует от первого лица, рассказывая о путешествии по Военно-Грузинской дороге, где он знакомится с Максимом Максимовичем. Здесь мы можем увидеть экспозицию. Далее рассказ переходит к штабс-капитану, где он нам рассказывает о Печорине и любовную историю с Бэлой. Именно с рассказа старого капитана и начинается завязка данной главы и непосредственно всего романа. События начинают происходить активно в момент того, когда похищают Бэлу. Кульминация же представлена в момент её ранения, которое повлекло за собой гибель. Печорин очень сильно переживает случившееся, а так же винит от части себя в том, что произошло. Развязкой романа выступает прощание с Максимом Максимовичем.
Что же касается второй главы, то здесь экспозиция – это приезд автора во Владикавказ, а так же его пребывание там, на протяжении трех суток. Завязкой данной главы выступает прибытие Максима Максимовича. Действия начинают развиваться, когда приезжает Печорин. Автор знакомит нас с ним и описывает его внешний вид. Кульминацией выступает встреча старого капитана с Печориным, а так же обида Максима Максимовича. Развязка – это то, что автор получает записи, сделанные Печориным, и сразу же расстается с Максимом Максимовичем, который находится в расстроенных чувствах.
Очень интересной частью романа можно выделить «Печоринские записки». Данная часть не имеет номера, как предыдущие две. Тем самым Лермонтов хотел выделить Печоринские записки. Здесь мы можем видеть своего рода книгу в книге. Она начинается в первой части предисловием, где объясняется желание автора опубликовать записи Печорина. «Журнал Печорина» начинается с первой главы, тем самым подчеркивая написание книги в книге. Здесь повествование исходит от лица Печорина, и возвращает нас во времени в прошлое.
В первой главе рассказывается о том, как во время путешествия по Тамани Печорин знакомится с контрабандистами. Экспозицией выступает его прибытие и поиск жилья. Завязка начинается со знакомства со Слепым. Началом действия можно считать то, когда на крыше появляется некая молодая особа. Кульминация начинается тогда, когда девушка заманивает Печорина и совершает попытку его утопить. Благодаря физической силе, Печорин остается жив, а за бортом оказывается Ундина. Развязкой выступает отъезд Печорина из города контрабандистов.
Далее, автор переходит ко второй части, которая начинается с продолжения «Журнала Печорина» — его заключительной части и называется «Княжна Мери». Это самая драматическая часть. Так же она является кульминацией всего романа. Экспозиция романа. Печорин приезжает в Пятигорск и выходит утром в город. Встреча с Грушницким, знакомство с княгиней и княжной Лиговскими – является завязкой сюжета. Развитие событий происходит в момент, когда Печорин вступается за Мери перед выпившим капитаном. Капитан весьма огорчён поступком Печорина и собирается ему отомстить, но не сам, а при помощи Грушницкого. Кульминация – это дуэль, заболевание Мери и разоблачение Веры перед своим супругом. Развязка так же весьма драматична. Вера стремительно уезжает, а попытки Печорина её остановить оказываются тщетны. Княгиня Лиговская пытается женить Печорина на своей дочери, на что получает четкий отказ, а так же признание в том, что он никогда не испытывал к ней никаких чувств. События с Мери произошли намного раньше встречи Печорина с Бэлой.
Что касается третьей главы романа «Фаталист», то тут показаны события, которые происходят раньше встречи с Бэлой, во время службы Печорина с Максимом Максимовичем. В конце мы ещё один раз встречаемся с этим героем. В данной повести Печорин не представлен главным героем и отходит на второй план. Он принимает участие в споре с Вуличем и является очевидцем его смерти. Главная роль в этой части отведена сербу Вуличу и выпившему казаку. Кульминацией выступает стрельба и промах Вулича. Но события продолжают развиваться вплоть до ареста казака, который убил серба. Развязка – это приезд Печорина в крепость и диалог со штабс-капитаном.
Если подвести общий итог романа, то можно отметить, что он отличается от других произведений тем, что в нём нарушается хронологическая последовательность. Читатель переходит от одного периода времени к другому, то опять возвращается назад. Так же интересной особенностью можно выделить своеобразное вложение книги в книгу. И ещё одна отличительная черта романа – это то, что повествование происходит от нескольких рассказчиков, что так же отличает произведение от многих других.