Женские образы в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» немногочисленны, но очень важны для реализации замысла. Здесь каждый герой воплощает тот или иной общественный порок, а положительных персонажей как будто нет вовсе. Сам автор считал, что одно «честное, благородное лицо» всё же есть в комедии. И это смех. Он помогает увидеть пошлость уездного города со всех его сторон, а дополнить этот образ помогают женские персонажи.
Сразу отметим, что Н.В. Гоголь отступает от традиции рисовать женщин привлекательными, духовными, нравственными. Здесь они совершенно иные: о женской скромности или шарме не идёт и речи, зато во всей красе проявляются пустота, глупость и жеманство.
В афише автор упоминает первой жену городничего Анну Андреевну, называя её «провинциальной кокеткой». У неё традиционное для тех времён воспитание: «вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой или девичьей» (вспомним, например, Ларину-старшую). Наверное, именно поэтому женщина так легкомысленна и любопытна. К примеру, сразу после новости о появлении в городе ревизора, она просит дочь узнать всё, про цвет его глаз, усов. А главное — про его чин. Это говорит о корыстолюбии Анны Андреевны. Она вообще любит тратить деньги, сам Н.В. Гоголь в ремарках отдельно упоминает, что женщина меняет платья несколько раз. Дела мужа её не интересуют, ни о какой общественной работе, благотворительности она не задумывается. Всё, что в сфере её интересов, — это сплетни. Именно так она учит жить и свою дочь — льстить и угождать тем, кто выше по чину, как делает это сама Анна Андреевна при встрече с Хлестаковым. И опять можно отметить типичность образа (такие же советы раздают молодому поколению и в Москве, изображённой А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»). Таким образом, жена городничего воплощает все пороки светского общества. Это глупость, тщеславие, ограниченность, безнравственность.
Марья Антоновна — дочь городничего. Она наивная, неопытная, «очень недурна». Легко поддаётся обману Хлестакова, который очаровывает её. Девушка рада ухаживаниям столичного чиновника, потому что мечтает о замужестве (что опять-таки типично, она не уникальна в этом своём желании). На этом, в общем-то, её интересы и заканчиваются. Она так же глупа, как и мать. О будущем «женихе» знать ничего не желает, кроме того, что «барин хорошенький» и он из столицы. Никаких увлечений у неё нет. Интересно, что мать и дочь чувствуют друг в друге соперниц за внимание «ревизора». Они ссорятся между собой, а социальный статус объекта внимания для них важнее семейных отношений, привязанности, любви. Марья Антоновна со временем станет такой же, как Анна Андреевна: так автор показывает преемственность поколений, но, увы, в самых худших чертах — безнравственности и ограниченности.
Есть в комедии и другие женщины, которые встречаются всего лишь несколько раз, но не менее значимы, так как дополняют картину нравов провинциального города.
Хлопова — жена смотрителя училищ, Коробкина — жена отставного чиновника и другие появляются, когда узнают, что «ревизор» сделал предложение Марье Антоновне. Они приходят поздравить семейство городничего, но делают это не искренне, а с завистью и в собственных корыстных интересах. Сюда же можно отнести внесценические персонажи. Например, жену Добчинского, чьи дети на него и не похожи вовсе, дочерей Ляпкина-Тяпкина, с кем «соревнуется» Марья Антоновна, не желая походить на них. Они также смешат и одновременно отталкивают читателя своей пустотой.
Есть в комедии и образы простых людей. Слесарша Пошлёпкина жалуется, что её мужа забрили незаконно в солдаты. Но сочувствия к этой невежественной и бескультурной женщине не возникает. Унтер-офицерша рассказывает, что её высекли, и требует денежную компенсацию. Она также порочна, как и власть имущие, — жадная, мстительная, бездушная. Женщина вызывает лишь усмешку. Также эти персонажи помогают Н.В. Гоголю показать равнодушие чиновников к городским проблемам, обличить беззаконие по отношению к простым людям.
Н.В. Гоголь, вводя в повествование женские образы, подчёркивает, что комедия не ограничивается только описанием чиновников, их глупости и невежества. Общественные пороки характерны для всех, имеющих власть. Социальную проблематику углубляют героини другого круга, страдающие от беззакония. Женские образы также помогают раскрыть и семейные проблемы, расширяя проблематику пьесы. И здесь мы видим ту же безнравственность, что и в обществе в целом.