Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогают раскрыть характер главного героя — Григория Александровича Печорина.
Перед нами реалистическое произведение. Какую задачу видит перед собой автор? Лермонтов решает представить на суд читателя портрет «героя времени», то есть эпохи безвременья, реакции. Этот образ должен состоять из пороков поколения, а помогают их увидеть женские образы. У Печорина особая роль. Он виновник гибели Бэлы (пусть и косвенный), страданий княжны Мери, трагических изменений в жизни безымянной ундины, печали Веры. Проявляет себя он в отношениях с каждой из героинь по-разному. Но все они раскрывают что-то новое в самом Печорине.
Глава «Бэла» передаёт историю о скучающем молодом человеке, который ради удовлетворения собственной прихоти ломает жизнь молодой девушки. Рассказывает её Максим Максимович, знакомый Печорина (друзьями их назвать нельзя, ведь Григорий Александрович не признаёт дружбу как неравные отношения). Вместе их приглашают на свадьбу, где молодой офицер знакомится с Бэлой — необразованной дикой жительницей гор, юной и красивой.
Герой избалован женским вниманием, пресыщен удовольствиями светского общества. Женщины легко флиртуют, кокетничают, но сердца их при этом остаются холодными. Кстати, это же видит и Онегин, ещё один «лишний человек» в русской литературе.
Но Печорин поражён гордостью, экзотичностью, неприступностью горянки. Ради прихоти Григорий Александрович похищает её с помощью брата Азамата. Девушка не берёт безделушки, что дарит ей офицер, не желает слышать пустые, хотя и красивые речи. Поначалу Бэла, заточённая в крепость, печалится, поёт грустные песни, лишь со временем начинает влюбляться в своего похитителя. Постепенно её чувства усиливаются, в её мыслях только возлюбленный и больше ничего. Но Бэла соглашается ответить взаимностью лишь после желания Печорина уехать навстречу смерти (не забываем, действие происходит на Кавказе). Доброта, сострадание, милосердие переполняют девичью душу.
Горянка окружает Григория страстью, заботой, вниманием. Печорин же не привык к верности, к постоянным чувствам, поэтому быстро остывает: ищет любой повод не быть рядом, постоянно бежит то в город, то на охоту. Бэла чутким сердцем чувствует эти изменения по отношению к ней, но сделать ничего не может. Вскоре она погибает от руки Казбича.
Так, вмешательство в размеренную жизнь девушки скучающего Печорина подчёркивает, как относится герой к окружающим. Они лишь игрушки, забавные вещи. Банальная скука пресыщенного жизнью человека ломает судьбы многим. Печорин осознаёт, что именно он виновник разыгравшейся драмы, мучается, что несёт окружающим только беды, но ничего изменить не хочет.
Другая героиня — ундина — олицетворение загадочного и романтического мира. Заинтригованный Печорин стремится познать его, наблюдая ночью за таинственными героями. Это мир вольной жизни без закона, так притягивающий молодого офицера, как и всё новое. Он думает, что у скрывающихся под покровом темноты людей есть какая-то высокая цель, и Григорий тоже сможет обрести смысл в жизни. Но вскоре его ждёт разочарование, ведь это простые контрабандисты. Однако своим вмешательством в жизнь безымянной ундины Печорин разрушает устоявшийся уклад существования контрабандистов.
Скучно молодому офицеру и на водах, поэтому он ищет развлечений и играет с женщинами и их чувствами, как кошка с мышью. Здесь он встречает Веру, свою единственную и настоящую любовь. Она замужем, но этот брак — способ поставить сына на ноги, а чувства к мужу скорее напоминают признательность, уважение. Тогда как с Печориным их связывает страсть, неподвластное разуму душевное влечение. Действительно, это единственная женщина, принимающая героя полностью, со всеми пороками и недостатками.
Чтобы чаще видится с любимой, не вызывая подозрений, Печорин флиртует с Мери: он то холоден, то развлекает девушку. Княжна, не понимая обмана, страдает. Она не умеет сопротивляться флирту, поддаётся очарованию молодого офицера. А он всё заранее продумывает, потому что система обольщения женских сердец отработана годами. Он предвидит каждый шаг неопытной в любовных делах девушки, поэтому герою скучно. Отношения прекращаются, когда обольститель прямо и жёстоко говорит, что не любит Мери и не собирается жениться на ней. Девушка не может понять, в чём её вина, почему её унижают и обижают. А Печорин равнодушен, он и не собирается ничего объяснять. Что дальше ждёт её? Судьба Мери может напоминать судьбу Лариной, которую поспешно выдают замуж после дуэли.
Есть здесь и классический любовный треугольник: замужняя женщина, мужчина, где-то там обманутый муж (подобные отношения опишет потом Л.Н. Толстой в «Анне Карениной»). Любовь эта взаимна, но не имеет будущего. Поэтому и разрыв отношений закономерен, вполне предсказуем. Да, Вера искренне любит Печорина, причём настоящего, а не выдуманного, как Мери. Или можно провести аналогии с пушкинской Татьяной: она также сама придумывает себе героя. Но Вера прекрасно осознаёт, что Печорин не сможет сделать её жизнь счастливой.
Однако в отношениях с ней герой впервые представлен как мужчина, который умеет искренне любить и глубоко чувствовать. И то человеческое, что ещё теплится в душе Григория Александровича, «выплескивается» наружу. Расставаясь навсегда с Верой, Печорин понимает, что больше не способен испытывать искренние эмоции.
То есть женские образы дают возможность Лермонтову раскрыть настоящее лицо Печорина. Благодаря им, сорваны все маски, под которыми так старательно прячется простой человек. Точнее, не простой, а эмоциональный, чувствующий. Как и всем, герою знакомы и любовь, и переживания. Поэтому читатель и испытывает сочувствие к «лишнему человеку», полному сил и энергии, но вынужденному бесцельно растрачивать драгоценную жизнь.