Жизнь и сад в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

Жизнь и сад в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов) Сочинения по литературе

«Вишнёвый сад» – это последняя пьеса А.П. Чехова, которую он дописал в самом конце своей жизни. Перед смертью писателя стала особо остро волновать судьба его Родины. Он предчувствовал революцию, поэтому вишнёвый сад стал символом России. Один из героев произведения даже говорит: «Вся Россия – наш сад». На его примере Чехов показал будущее, которое всех ждёт, если ничего не изменится.

Возможно, автор выбрал именно образ сада, потому что у него тоже есть своя история, как и у любого государства. Не одно поколение дворян выросло в этом имении с чудесными вишнёвыми деревьями. Россия, точно также, не одно столетие развивалась благодаря дворянам, и их усилия приносили достойные плоды. В финале пьесы под стук топора становится понятно, что вскоре погибнет не только сад, всю страну ждут неизбежные перемены в ближайшем будущем.

Каждый из героев пьесы имеет своё отношение к саду, как и представители разных сословий по-разному относятся к России. Раневская и Гаев живут прошлым, они не могут противостоять настоящему, потому что не привыкли самостоятельно себя обеспечивать, у них совершенно не было практических наклонностей. Вишнёвый сад для них – воспоминание о счастливо прожитых годах, о беспечной жизни, к которой они привыкли. После длительного проживания заграницей Раневская любуется из окна садом, с теплотой вспоминая о своём детстве. Ни она, ни её брат не последовали совету Лопахина вырубить сад, потому что это означало бы окончательный разрыв с прежним образом жизни.

В результате хозяева так и не смогли сохранить свой сад, в итоге они остались и без него, и без тех денег, которые могли бы получить за аренду земли. Они просто пытались удержаться на плаву в условиях новой общественной жизни. И именно эта невозможность бороться и отстаивать собственные интересы говорит о том, что время дворянского сословия уже закончилось.

Лопахин был деятельным купцом, который думал только о том, как преумножить своё состояние. Он происходил из рода крепостных крестьян, поэтому очень гордился тем, что смог достичь такого уровня в жизни. Лопахин – настоящий капиталист. Он действует рационально, не строя лишних иллюзий, поэтому его нельзя назвать отрицательным персонажем. Но именно он обрекает вишнёвый сад на погибель. Таким людям чуждо чувство прекрасного, они не в силах оценить окружающую их красоту. «Лопахиных» интересует только возможность разбогатеть, а это в данном случае было возможно, только если сдать землю в аренду под дачные участки. Практическая ценность для этих людей важнее. Лопахин смотрит на сад не как на природное произведение искусства, он видит только землю, которую можно поделить и сдать под дачные участки. Он испытывает истинное удовольствие от того, что стал хозяином имением, где его отца и деда ни во что не ставили. Вырубая сад, который был свидетелем всей жизни имения, Лопахин обрывает связь с прошлым, и строит новое будущее, где нет места крепостничеству и угнетению других людей,

На примере этого персонажа А.П. Чехов хотел показать, что в современном ему мире материальные ценности занимают более высокую позицию, чем духовные. Влияние интеллигенции становилось слабее, на её место приходили практичные люди и рабочий класс.

Настроение русской молодёжи в России того времени прослеживается на примере Ани Раневской и Пети Трофимова. Их мало интересует то, что деревья собираются вырубить. Главное в жизни – это перемены, которые необходимы государству, по их мнению.

Даже Аня, которая выросла в этом имении, достаточно холодно реагирует на то, что им придётся навсегда расстаться с родным домом и садом. Она искренне хочет построить светлое будущее, но в этом будущем места для сада нет. Аня говорит, что нужно сажать другие сады, которые будут лучше прежних.

Петя, несмотря на свои философствованья, образованностью не отличается. Не зря его зовут вечным студентом, который никак не может окончить университет. Но недостаток образования не мешает ему быть чудесным оратором, способным убедить окружающих в верности своих взглядов, и в неизбежности счастья в светлом будущем.

Выходит, что молодёжь смело мыслит и красиво говорит, но на деле ничего не может предложить, и ничего не делает для своей Родины. Кроме того, они не чтят своё прошлое, историю своих предков.

Молодому поколению в пьесе противопоставляется старый слуга Фирс. Он прослужил в имении Раневской более половины века. Этот персонаж олицетворяет прошлое России, ведь вся его жизнь связана с давно ушедшими временами. Фирс появился в этом доме, когда деревья в саду были ещё совсем молодыми. Его мировоззрение сформировалось под влиянием былых порядков.

Именно устами Фирса произносятся мысли автора и основная идея пьесы. В виду своего возраста он может проанализировать происходящие события не только в доме, а и во всё государстве. Только он понимает, что старый уклад вещей безвозвратно ушёл, и на смену ему идёт что-то новое и неизвестное. Другие герои произведения чувствуют только нестабильность своего положения, и не понимают того, что вокруг них происходит.

Всех этих людей объединяет вишнёвый сад. Именно он является главным образом всей пьесы. Не случайно, события, описанные автором, происходят в пору цветения сада. Вместе с ним с торгов ушла целая эпоха, в которой было не только плохое, а и много хорошего. Судьба сада – это судьба всего дворянства.

Сразу после продажи сада начинается новая жизнь. Это событие полностью меняет будущее всех героев пьесы. Раневская вернулась в Париж, Гаев стал работать в банке, Варя, не дождавшись предложения от Лопахина, устроилась экономкой к Рагулиным, Петя в очередной раз решил попробовать окончить университет, а сам Лопахин уехал на зиму в Харьков. Только преданный Фирс остался один в старом имении, и неизвестно – дождётся ли он грядущих перемен, или покинет этот мир вместе с вишнёвым садом.  

А.П. Чехов описал жизнь России на примере вишнёвого сада и его владельцев. Вырубка сада символизирует гибель помещичьего класса, на смену которому идут «Лопахины». И неизвестно найдутся ли силы у молодого поколения, на которое автор возлагает все свои надежды, противостоять таким практичным купцам, обесценивающим прошлое своей Родины. 

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий