Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Значение и роль пейзажа в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», которое раскрывает связь элементов описания природы с внутренними изменениями главного героя.
В художественном произведении такое образное средство как пейзаж выполняет несколько функций. Оно позволяет читателю представить местность, где происходят события. С его помощью автор передает душевное состояние героев, изменения в их мировоззрении. Иногда пейзаж играет роль композиционного элемента, способствующего развитию действия, отражающего идейное содержание произведения.
Говорить о пейзаже в романе «Преступление и наказание» не просто. Достоевский не относится к писателям, мастерски создающим пейзажи. Действие романа происходит в Петербурге. Автор использует урбанистический пейзаж, а также элементы привычного пейзажа, которые отражают душевное состояние героя, подчеркивают обстановку, атмосферу, в которой происходят события.
Роман начинается с упоминания о страшной жаре, духоте, пыли и «вони», что неприятно потрясло и расстроило нервы Раскольникова. Созданная картина наводит на мысль, что нестерпимая жара повлияла на состояние героя, от нее помутился его разум. Она толкнула героя на совершение страшного преступления.
И все же это не совсем так: герой решился на убийство не вдруг. Этому предшествовал ряд событий в жизни героя, которые подготовили преступление. Герой впал в нищету, бросил университет. Вместо того чтобы зарабатывать на жизнь, он создал теорию, которую изложил в статье, впоследствии напечатанной в одной из газет. Теория раскрывала его взгляды на общество, общественные события, явления и, в частности, на преступление.
Когда был избран путь проверки созданной им теории, Раскольников целый месяц жил этой мыслью. Достоевский сравнивает этот период с болезнью, словно на сердце Раскольникова зрел нарыв. Герой был поглощен своей идеей настолько, что заболел. Его болезненное состояние породило страшный сон, в котором убивают лошадь. Проснувшись, он осмотрелся вокруг, удивляясь, как он попал сюда. Он смотрел на реку, на ярко-красный закат. Глядя на солнце, Раскольников почувствовал, что стал свободным «от наваждения». Появившись здесь в первый раз, солнце проходит через весь роман, отмечая вехи пути Раскольникова к исцелению. Оно приобретает символический смысл в эпизоде, когда Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Добрые дела, а не преступления должны прославлять человека.
Достоевский описывает места в городе, где герой бывал чаще всего. Любимым местом в городе у Раскольникова была Сенная. Здесь толпилось много народа, но не это привлекало его, так как герой сторонился людей, избегал общения. Здесь на нищенский вид героя никто не обращал внимания.
Примечателен эпизод, когда Раскольников идет к старухе-процентщице. Он несет под пальто топор и думает о посторонних, благих вещах, которые принесли бы пользу городу и его жителям. Он идет мимо Юсупова сада и размышляет о том, как хорошо было бы здесь устроить фонтаны, они освежали бы воздух во время летней жары. В его воображении рождается проект создания огромного городского сада. Это украсило бы город и доставило радость горожанам. Эти мысли привели героя к размышлениям о том, что люди склонны селиться там, где нет садов и фонтанов, а есть только грязь и «вонь». Городские зарисовки и размышления, с ними связанные, подчеркивают противоречивость характера героя. Пыль, грязь, вонь присущи земле, небо же, олицетворяющее бога, чистое, солнечное.
Солнце снова появляется в повествовании, когда на следующий день после совершения убийства Раскольников выходит из дома. Оно «ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть». Пейзаж в романе выполняет одну, четко обозначенную функцию: он становится толчком для внутренних изменений героя.
Раскольников пытается скрыть улики и блуждает по городу. Успешно решив эту задачу, он оказывается неподалеку от дома Разумихина. Побывав у друга, Раскольников идет на Николаевский мост. Это место всегда производило на него гнетущее впечатление, когда он шел из университета. В этот день на небе не виднелось ни облачка, вода в Неве была на редкость голубая. Купол собора напротив сиял сквозь чистый воздух. «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы», — пишет Достоевский. Эта пышная картина всегда вызывала у Раскольникова угрюмое впечатление, он словно предчувствовал, что она сыграет важную роль в его жизни. Остановившись на мосту, герой понял, что не может теперь думать о том, о чем думал раньше, стоя здесь. Он словно отделился от земли, все исчезло. В эту минуту герой отрезал себя от всех и от всего. Эпизод говорит о духовном кризисе героя. Он уже не может быть прежним после того, что совершил. Наверняка, многие испытывали то же самое после каких-то серьезных событий, произошедших с ними в жизни.
Когда Раскольников приходит в себя после горячки, стоит ясный день, солнце освещает его коморку. Светило все такое же, герой же изменился. Он выходит на улицу, солнце идет к закату. Раскольников идет тем же маршрутом по душной, пыльной улице. Его путь лежит к Сенной, он вступает в разговоры с разными людьми. На душе у героя тошно. Он не надеялся, что ему станет легче от разговоров, напротив, ему хотелось, чтобы стало еще тошнее.
Он снова и снова возвращается к реке, смотрит на закат. Последние лучи солнца ударили в окна, в канаву. В голове Раскольникова все закружилось, и в этот момент он почувствовал, что кто-то встал рядом с ним. Он увидел женщину с ничего не выражающими глазами, которые были обращены на него. Вдруг она бросилась с моста в воду. Ее вытащили, она быстро очнулась. Оказалось, что это не первый случай ее самоубийства. Раскольников оставался безразличным к происходящему. Ему стало противно, сердце его было пустым, думать ни о чем не хотелось. Им овладела апатия. Достоевский на протяжении романа не раз описывает подобные случайные встречи героя с людьми, стоящими на краю. Девочка в парке, спившийся Мармеладов, теперь женщина-самоубийца – все они совершают преступление против себя, они приносят себя в жертву. Раскольников распорядился жизнями других людей. автор сопоставляет его с другими преступниками и противопоставляет им его одновременно.
Когда Раскольников шел сознаваться в преступлении, стоял ясный день. Он хотел покончить со всем до заката солнца. Герой еще не отказался от своей теории, он верит в нее сильнее, чем прежде. Но солнце всегда рядом, оно сопровождает его.
Путь главного героя к исцелению, к истине, долог, запутан, но он хочет жить и стремиться найти верную дорогу. Этим он отличается от других персонажей. Достоевский неоднократно подчеркивает движение Раскольникова к богу, используя для этого элементы пейзажа. Вера в бога – это солнце. Нужно делать в жизни добрые дела, предназначение человека состоит в том, чтобы быть солнцем.